Музыкантам становится очень тяжело зарабатывать на жизнь в нынешних условиях — даже таким успешным лауреатам многих наград, как Mastodon.
Гитарист Mastodon Билл Келлихер не так давно дал интервью музыкальному подкасту «Let There Be Talk», в котором он объяснил, как стриминговые сервисы убивают музыку в том виде, в каком мы ее знаем. И выкидывают из бизнеса многообещающие коллективы.
Келлихер винит популярные сервисы стриминга музыки, такие как Apple Music и Spotify, потому что они очень мало платят артистам. По предположениям Келлихера многие «успешные» исполнители и группы будут вынуждены покинуть индустрию, если ситуация с гонорарами не изменится.
И что самое шокирующее — Келлихер рассказал, что группы (вроде его) больше не могут позволить себе делать записи.
Во время интервью он разъяснил финансовую составляющую записи альбома. Хоть Mastodon и другие топовые группы получают крупные авансы от рекорд компаний, почти все эти деньги уходят на запись.
«Мы не можем позволить себе многое. За песнями, которые вы слушаете, стоит столько людей»,- заявил Келлихер. «Когда дело доходит до записи, иногда они обходятся нам в полмиллиона долларов. Если б я жил сто лет и круглосуточно слушал Spotify, то может быть заработал бы пару тысяч долларов. Это ничтожно мало».
Также Келлихер рассказал, что группы не получают отчисления с записей, пока не выплатят аванс. В музыкальном бизнесе это называется «возмещение», контрактное соглашение, созданное для защиты первоначальных капиталовложений лейбла. Но по словам Келлихера, возмещения стало очень трудно делать из-за маленьких гонораров от стриминговых сервисов (а сейчас люди в основном слушают музыку именно там).
«Приходится платить из своего кармана. Когда звукозаписывающая компания предоставляет деньги, они говорят так: «Вот $600,000, записывайтесь на $575,000». Ты должен вернуть эти деньги рекорд компании, а они владеют твоей музыкой. После того, как запись попала в интернет, она точно будет распространяться бесплатно. И как тогда отбить деньги, куда они уходят? Да никак. Если б я жил тысячу лет и круглосуточно слушал Spotify, то может быть заработал бы пару тысяч долларов. Это ничтожно мало. Единственный способ заработать — это турить, турить, постоянно турить».
Келлихер настаивает на том, что ситуация настолько удручающая, что неважно, как часто фанаты Mastodon стримят их музыку.
Проблема в том, что туры тоже очень дорого обходятся, не только фанатам, но и самим музыкантам.
Частью проблемы является вычет процента выручки местом проведения концерта. По его словам, это может быть от 20% до 30%. Более того, процент берется не только с продажи билетов, а со всего купленного фанатами во время шоу.
Келлихер показывает на примере продажи концертной футболки, как мало получает группа за шоу. Допустим, футболка стоит $50; многие фанаты называют эту цену завышенной. Келлихер поясняет, что $20 от продажи заберет концертная площадка, а оставшиеся $30 поделят среди группы и менеджмента.
«Часто, когда мы играем в клубах, люди спрашивают «а чего у вас футболки по $50?». Ну, открою вам секрет: клубы забирают по 20%, 25%, 30% со всего мерча, который мы продаем».
Группе также приходится тратиться на оплату юристов, бухгалтеров, концертной команды и множества прочих пунктов. Сюда входит, например, аренда автобусов для тура — в месяц выходит до $60,000. Самой группе достается очень мало.
Дела у музыкантов типа Mastodon обстоят настолько плохо, что Келлихер решил обратиться со своей проблемой напрямую к федеральному правительству.
Он и барабанщик Mastodon Брэнн Дейлор недавно свидетельствовали перед конгрессом как члены академии звукозаписи. Они высказывались в поддержку акта о модернизации музыки, который должен внести изменения в выплаты роялти музыкантам, сонграйтерам и прочим творческим личностям в современный цифровой век.
Если акт будет принят, он станет первым с 1972 года федеральным законопроектом, который изменит оплату труда музыкантов. Законопроект уже единогласно принят палатой представителей со счетом голосов 415-0, а также юридическим комитетом Сената.
Но даже несмотря на некоторые изменения, это несильно повлияет на доходы групп типа Mastodon. В лучшем случае ситуация немного улучшится (хотя некоторые крупные издатели надеются на большой куш).
В этом году Mastodon уже получили Грэмми за лучшее метал выступление с песней «Sultan’s Curse», что вошла в прошлогодний альбом «Emperor Of Sand». Он также был номинирован на Грэмми как лучший рок альбом.
ИСТОЧНИК: Digital Music News