Агентство креативных индустрий, подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, опубликовало результаты исследования «Музыкальный рынок Москвы», подготовленное компанией «Технологии Доверия» (ранее — PwC Russia) и креативным бюро «К22» в середине августа 2022 года. В документе описывается динамика всех сегментов рынка – концертной индустрии, создания, монетизации и продвижения контента – за 2017–2021 годы, однако не уточняется методика выделения столичного рынка из российского.
— С 2016 года московский музыкальный рынок активно развивается. В том числе из-за спада распространения пиратских носителей. На смену приходит стриминг, легализующий музыкальный контент и демонстрирующий ежегодные темпы роста в 42% с 2015 года. Заметной тенденцией в России и в Москве, в частности, является интерес к отечественным исполнителям, – прокомментировал результаты исследования руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы Алексей Фурсин.
По данным исследования, в 2021 году объем стриминга в России достиг 246 млн долларов, а количество подписчиков – 20 млн слушателей, при этом последние 5 лет на рынке наблюдался рост в общемировом темпе — на 10‒30% в год. В том числе это стало возможным благодаря появлению комбинированных подписок, таких как «Яндекс.Плюс» и VK Combo.
Авторы исследования сходятся во мнении, что с уходом Spotify и потерей части подписчиков Apple Music аудитория стримингов перераспределится. Из-за того, что большая тройка зарубежных лейблов – Warner Music, Sony Music и Universal Music – не будет поставлять новинки российским компаниям, возрастут риски новой волны пиратства. Также ожидается сокращение расходов населения на развлечения, в том числе на музыку. В целом, по мнению экспертов, музыкальный рынок в 2022 году может потерять до 30%.
Что касается концертной деятельности, то по оценке авторов исследования, этот сегмент 2 года назад просел на 80%, однако в конце первого квартала 2022 года он начал возрождаться. Кроме того, в отсутствие выступлений зарубежных исполнителей вырос интерес публики к российским, в т.ч. к начинающим музыкантам.
— Стоит отметить, что ситуация с музыкой гораздо лучше, чем в киноиндустрии: люди продолжают потреблять контент в сети и ходить на концерты – залы не пустуют. По статистике, 70%россиян слушают музыку по нескольку часов в день. И я надеюсь, что активные потребители останутся в стриминге. В основном, подписки оформляют люди 18‒35 лет, а аудитория 35+, увы, не привыкла платить за треки, и многие ее представители продолжают пользоваться пиратскими ресурсами, – отмечает управляющий партнер Zvonko Group, исполнительный директор Zvonko Digital и исполнительный директор Ассоциации музыкальной индустрии Дмитрий Коннов.
Данные «Музыкального рынка Москвы» во многом подтверждают результаты более ранних исследований, в т.ч. опубликованные в трехтомнике «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ — 2021» информационного агентства InterMedia.
При этом авторы нового исследования выражают надежду, что в ближайшее время российский рынок будет восстанавливаться за счет замещения зарубежных компаний российскими.
— У российских стримингов есть перспективы если не развития, то полноценного существования. И это уже не может не радовать. Если несколько лет назад все ждали появления Spotify и полагали, что иностранный гигант, открывшись в России, станет на нашем рынке монополистом, то теперь такой угрозы нет. Стоит также отметить, что на российском рынке возникла уникальная ситуация – в стране существуют свои собственные стриминги, причем несколько, и они конкурируют друг с другом. Такого нет ни в одной другой европейской стране, –подчеркнул музыкальный критик, автор Telegram-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин.
По его мнению, неплохо выглядят и перспективы российских музыкальных издательств.
— У российских лейблов освободились слоты на площадках, которые ранее занимали мейджор-лейблы. Стало гораздо меньше иностранных релизов, которые висели в топе и занимали место на экране. Сегодня стало гораздо больше механизмов для продвижения местной музыки благодаря тому, что рынок освобождается, – отметил Олег Кармунин.
Он также добавил, что в ситуации нехватки денег мода на российскую музыку, наметившаяся в последние годы, будет усиливаться. Поэтому у местных музыкантов и лейблов, которые ориентируются на локальный рынок, все будет более-менее по-прежнему.
По данным авторов исследования и игроков рынка, музыкальная индустрия как никогда нуждается в государственной поддержке. На сегодняшний день это, главным образом, гранты – Президентского фонда культурных инициатив с средней суммой 2,2 млн рублей; Российского фонда культуры и Министерства культуры РФ с средней суммой 1,9 млн рублей, а также Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Поддержку московской музыкальной индустрии также предоставляет город.
— Музыкальный рынок очень важен для столицы, ведь здесь сосредоточена половина российского музыкального рынка. В 2021 году выручка всей московской музыкальной индустрии, начиная от звукозаписи и заканчивая сопутствующими услугами, превысила 30 млрд рублей. И для нее город оказывает различную поддержку – льготы на покупку и лизинг оборудования, аренду помещений, оплату ЖКХ, субсидии на образование сотрудников и др. Нам важно, чтобы лейблы, продюсерские центры, концертные компании работали у нас, а молодые таланты легко приходили к профессиональному успеху, – добавил Алексей Фурсин.
Важность и ценность поддержки Правительства Москвы отмечают и представители музыкальной отрасли.
— Это хорошая тенденция — когда государство поддерживает российского производителя контента. Это позволяет компаниям, которые работают в креативных индустриях, больше инвестировать в производство и развитие отечественного контента. Музыкальный бизнес много инвестирует в развитие российских музыкальных групп и в развитие российских талантов – это довольно существенные суммы. Чем больше государство обеспечит мер поддержки музыкальной индустрии, тем больше освободившихся средств музыкальные компании смогут инвестировать в развитие отечественного контента и в российских исполнителей, – уверен генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов.
ИСТОЧНИК: Intermedia