Хоть шведский сервис стриминга и появился на рынке в наименее подходящее для этого время, Spotify удалось не только выжить, но и вырасти. Теперь, десять лет спустя, мы можем оценить как позитивные, так и негативные результаты присутствия платформы в бизнесе для музыкальной индустрии.
7 октября 2008 года трудно было назвать удачным временем для запуска в корне нового продукта. Пока мировой финансовый кризис усугублялся с каждым днем, шведский стартап под названием Spotify AB представил новую онлайн-платформу, которая открывала мгновенный доступ к обширной библиотеке песен для подписчиков в Швеции, Великобритании, Франции, Испании и Норвегии.
Spotify не стал первым стриминговым сервисом (Rhapsody, побочный продукт Real Networks, был запущен в конце 2001 года), но занял доминирующую позицию в этой сфере, охватив минимум 65 стран. Он может похвастаться почти 200 млн пользователей в месяц, 86 млн из которых платят за премиум подписку. У каждого из них есть доступ как минимум к 40 млн песен (все сервисы имеют доступ к единому универсальному каталогу).
Так Spotify стали силой добра? Или нанесли музыке непоправимый ущерб? Это как посмотреть.
Вот хорошие (и обнадеживающие) стороны
— Spotify демократизировали потребление музыки таким образом, который на рубеже тысячелетий был сродни магии. За два клика в телефоне пользователи получали мгновенный доступ практически к любой из когда-либо записанных песен. Вся история человеческой музыки теперь доступна каждому по запросу.
— Если у вас есть доступ в интернет, то вам больше не придется платить за музыку. Если сможете смириться с ограничениями фримиум уровня Spotify (т.е. с несколькими заблокированными функциями и случайными рекламными объявлениями) — там все доступно бесплатно.
— Заплатив $9,99 ежемесячной абонентской платы, вы сможете скачивать музыку для автономного прослушивания. Эта музыка остается в доступе, пока вы платите. Да, вы как бы «арендуете» музыку вместо владения ей, но доступ зачастую практичнее обладания.
— Музыкальное пиратство значительно снизилось с момента пика, который мы наблюдали в эру p2p. Да, 38% потребителей онлайн-музыки по-прежнему крадут ее (в основном через так называемый «рип» стримов), но ситуация могла быть куда хуже. Стриминг настолько удобен, безопасен и доступен, что людей не беспокоит музыкальное пиратство.
— После первоначального непринятия самой концепции стриминга лейблы поддались. Около 75% всех доходов лейблов в настоящее время получены от стриминга. И благодаря этим изменениям, впервые в этом тысячелетии доходы от музыки снова растут.
— Возможность открыть для себя новую музыку возросла в геометрической прогрессии. Теперь мы можем получить доступ не только к музыке всех жанров всех эпох, но и других культур. Стал бы K-pop всемирно популярен без Spotify? Может и нет.
— The Echonest, информационное подразделение Spotify, стало постоянным источником ценной информации о потреблении музыки во всем мире. Эти данные невероятно ценны для артистов, менеджеров, лейблов, промоутеров и агентов.
— Появилось целое новое поколение исполнителей, которые больше не полагаются на продажу кусочков пластика в розничных магазинах. «The Shape Of You» от Ed Sheeran — самая популярная песня на Spotify с 1,94 млрд прослушиваний. Стриминг также сделал Drake мировой суперзвездой (хотя в этом случае непонятно, хорошо это или плохо).
— Spotify стали одним из фаворитов на фондовом рынке с рыночной капитализацией более $26 млрд. В результате IPO ранние инвесторы (включая все крупные компании) получили огромную прибыль.
Негативные (или по крайней мере вызывающие опасения) моменты
— Рост популярности стриминга во главе со Spotify вытеснил с рынка многие сотни магазинов, а также подорвал бизнес радиовещания и музыкальных видеоканалов. Если любая песня доступна в любое время, когда только захочешь, где бы ты ни находился — традиционные культурные регуляторы, которые в течение десятилетий определяли для миллионов слушателей доступ к музыке, теперь не имеют никакой власти.
— Продажи компакт-дисков снизились еще до того, как стриминг набрал популярность — виной тому р2р пиратство и такие программы, как Napster, Kazaa, Limewire и т.д. Но стриминг лишь ускорил этот процесс. В 2002 году на компакт-диски приходилось 95,5% всех зарегистрированных музыкальных доходов. Сегодня они составляют около 10%.
— Доходы артистов, которые раньше хорошо зарабатывали на роялти от продаж CD, резко упали. Это объясняет, почему культовые группы вроде Fleetwood Mac и The Eagles продолжают гастролировать, а Guns N’ Roses оставили прошлое в прошлом. По мере роста популярности стриминга, приходящие раз в полгода чеки за роялти от продаж альбомов становились все скромнее и скромнее. Единственный способ восполнить нехватку денег — снова ехать в тур.
— Стриминг практически уничтожил средний класс музыкантов. Вы либо суперзвезда и икона музыки, кто может получить огромную прибыль, играя старые хиты в турне, или тот, кто из последних сил пытается свести концы с концами с помощью скудных гонораров за стриминг.
— Кстати говоря, пока процесс поступления роялти артистам от сервиса не очень прозрачен. Spotify платит взносы лейблам и правообладателям, которые берут свою долю. Остаток достается артистам. Это привело к тотальному непониманию того, как работает бизнес-модель Spotify.
— Хотя качество звука Spotify в порядке — 320 килобит в секунду — он все равно не дотягивает до CD-качества. Выросло целое поколение, которое никогда не слышало высокочастотной музыки во всей красе.
— Звезды Spotify в подавляющем большинстве мужского пола. Почему? Это требует дополнительных исследований.
— Стриминг убил обложки альбомов и оформление буклета как искусство. И все становится только хуже. Без контекста музыкальные плейлисты превращаются в простые потоки упорядоченного шума.
— Плейлисты заменили альбомы. Меньше людей склонны стримить альбомы целиком, предпочитая слушать отдельные песни. Может ли стриминг уничтожить альбомы как формат? Некоторые считают, что это неизбежно.
— Потому что музыка теперь доступна бесплатно, она совсем обесценилась. Не нравится эта песня? Нажми «Пропустить». И чтобы наглядно продемонстрировать ошеломляющее сокращение продолжительности концентрации внимания — четверть всех песен пропускается в первые пять секунд. Поскольку Spotify не платит за стрим, если он играет меньше 30 секунд, композиторы и продюсеры меняют метод создания музыки, используя трюки для удержания слушателя хотя бы на полминуты. Это привело к более коротким интро, песням, начинающимся с припева и специфическим музыкальным хукам.
— Ходят даже слухи, что Apple закроет iTunes, так как продажи цифровых альбомов и треков продолжают падать. Оба показателя снизились более чем на 20% по сравнению с прошлым годом.
— Spotify все еще теряет деньги, потому что текущие лицензионные соглашения не позволяют им расти. 70% доходов уходят на роялти (около $288 млн в месяц), а расходы Spotify соразмерно доходам. Если ничего не изменится, Spotify (и практически любая другая стриминг-компания) потеряет деньги навсегда. Тем не менее, рыночная капитализация Spotify составляет $26 млрд, что примерно на $10 млрд долларов превышает все мировые доходы от музыки.
Независимо от вашего отношения к Spotify, он слишком велик, чтобы потерпеть неудачу. Как любит говорить генеральный директор Дэниэл Эк: «Смиритесь с этим».
Алан Кросс, Global News
ИСТОЧНИК: Hypebot