Портал Music Business Worldwide опубликовал результаты исследования, посвящённого влиянию Spotify на экосистемы мирового шоу-бизнеса и, в частности, музыкальных мейджор-лейблов. Взяв за основу текущие сделки и громкие события на рынке музыкальной индустрии, исследователи продемонстрировали, как на протяжении 12 месяцев 2018-2019 гг. Universal и Sony, которым принадлежат доли акций в сервисе Spotify, способны повлиять на ход лицензионных переговоров между цифровым гигантом и лейблами.
Отправной точкой для материала стал запуск Spotify в странах Ближнего Востока и Северной Африки, анонсированный 13 ноября 2018 года. Начиная с этрй даиы, все стандартные предложения компании о продуктовой рекламе и расширенные платные опции доступны на 13 новых территориях, в том числе в Объединённых Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, Катаре, Бахрейне, Алжире, Марокко, Тунисе, Иордане, Ливане, Египте и на палестинских территориях (MENA). Отныне Spotify присутствует в общей сложности на 78 мировых рынках, а для Ближнего Востока еще и объявил спеццены: например, месячная премиум-подписка в ОАЭ и Саудовской Аравии составит чуть больше 5 долларов, а в Египте – менее 3.
Продвижение Spotify на Ближний Восток станет приятной новостью для инвесторов компании на фоне падения её акций на 33%. Как считают в MBW, несмотря на то, что крупнейшие лейблы летом 2018 года не дали Spotify выйти на рынок Индии, очевидно, они посчитали, что компании стоит дать шанс на расширение на вышеуказанные перспективные территории. Два из этих лейблов – Universal Music Group и Sony Music Entertainment – остаются весьма заметными держателями акций Spotify, на основании чего возникает вопрос: как могут быть взаимосвязаны два этих факта (новое расширение Spotify и его потребность в положительных новостях, которые способны поднять стоимость акций компании)?
Согласно оценкам MBW, на сегодняшний день крупнейшие лейблы владеют примерно 6,35% акций Spotify – эта цифра делится между Universal (3,5%) и Sony Music Entertainment (2,85%). Это произошло следующим образом: в 2008 году благодаря ранним лицензионным переговорам три крупных лейбла (двое вышеуказанных и Merlin) приобрели суммарно 18% акций Spotify, а за следующие десять лет в связи с дроблением акций эта цифра уменьшилась ровно вдвое и составила 9%.
К 1 апреля нынешнего года, когда акции Spotify были выброшены на Нью-Йоркскую фондовую биржу, UMG оказалась владельцем 3,5% акций компании, Warner – примерно 2%, а Merlin – около 0,5%. При этом, согласно источникам MBW, Sony Music на тот момент продолжала владеть 3% оригинальных акций Spotify, и вдобавок к ним докупила дополнительные акции, повысив свою долю в компании до 5,7%. В итоге к моменту выхода Spotify на биржу общая доля крупных лейблов и Merlin в компании составляла около 11,7%. С тех пор некоторые из этих компаний продали Spotify либо все свои акции, либо их часть: Warner Music Group продала свою долю в 2% за 504 млн долларов в конце минувшего июня, Sony Music Entertainment за те же 3 месяца продала 50% своих акций за 768 млн долларов, а Merlin продал все имевшиеся у него акции (0,5%) за сумму чуть большую 100 млн долларов в день выхода Spotify на биржу.
MBW, утверждает, что на пике, который пришёлся на конец июля этого года, рыночная капитализация компании Spotify составляла 35,3 млрд долларов. Если бы и Universal, и Sony монетизировали остававшиеся у них акции (суммарно – 6,35%) в тот момент, они бы получили за них около 2,24 млрд долларов: 3,5% акций Universal принесли бы ему примерно 1,24 млрд, а прибыль Sony от 2,85% составила бы около 1 млрд долларов.
По состоянию на 12 ноября картина успела значительно измениться: перед самым закрытием торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже активы Spotify достигли рекордно низкого уровня. Стоимость одной акции составила 131,13 долларов, а рыночная стоимость самой компании в этот день оценивалась в сумму, равную 23,8 млрд долларов. Таким образом, доля в 3,5% Universal оказалась равна примерно 833 млн долларов, а 2,85% акций Sony могли принести около 678 млн долларов – то есть 1,51 млрд долларов суммарно. Как отмечает автор MBW, эта цифра на 730 млн долларов ниже того, что могли бы получить обе компании в июле, когда Spotify находился на пике – и это серьёзная сумма. Исходя из этого, можно сделать вывод, что двум крупнейшим мировым музыкальным компаниям стоит всерьёз озаботиться дальнейшей динамикой акций Spotify на Уолл-стрит. И всё же концепция, которая необходима Spotify для улучшения этой динамики, зачастую может идти вразрез с теми вариантами развития событий, которым обычно отдают предпочтение крупные лейблы.
Нынешние контракты Universal и Sony со Spotify истекают в следующем году – договор UMG чуть раньше, в первом квартале 2019-го. По всей видимости, Spotify, имея прицел на увеличение валовой прибыли, намерен во время переговоров о продлении соглашений попросить представителей лейблов о нескольких новых пунктах. Для начала, полагает автор MBW, глава компании Дэниэл Эк и его команда захотят свободы в расширении в тех двух областях, к которым уже выказывают большой интерес крупные лейблы: подкастинг, а также прямое лицензирование и договоры на распространение с независимыми артистами. Данные намерения угрожают текущей рыночной доле лейблов в Spotify, и при этом сами Sony и Universal должны встретить эти планы с тяжёлым сердцем. Вдобавок, Spotify почти наверняка попытается продать лейблам инструменты, которые помогут им лучше интегрироваться с платформой – чему Sony и Universal тоже вряд ли обрадуются. Кроме того, теперь лейблы будут вынуждены предоставить Spotify достаточно свободы внутри организации, чтобы увеличить её рыночную капитализацию – другими словами, если они планируют поддерживать свои доли в компании по оптимальной цене. При этом им придётся оставить в резерве достаточно рычагов давления – таких, как возможность отказать в лицензии Spotify в Индии – для того, чтобы защитить на переговорах свою позицию в том, что касается мирового музыкального лицензирования.
Как пишет MBW, единственная организация, которой не придётся беспокоиться о своей доле в Spotify во время продления соглашения, – это Merlin. По словам главы Merlin Чарльза Калдаса, решение о продаже всех акций Spotify 1 апреля было принято, поскольку «в задачи Merlinне входит длительное удержание доли в акционерном капитале компании, официально зарегистрированной на бирже, при наличии для этой доли ликвидного и прозрачный рынок».
«Таким образом, мы быстро позаботились о том, чтобы ликвидировать наше долевое участие в Spotify и передать вырученные деньги нашим избранным членам»,– добавил Калдас.
Вывод: Merlin не намерен играть на фондовом рынке с деньгами своих участников, не говоря уже о своих артистах. Universal и Sony решились на более легкомысленный подход – и если эта стратегия в конечном счёте окупится (по крайней мере, финансово), компаниям в любом случае понадобится многоступенчатое урегулирование своих отношений со Spotify.
ИСТОЧНИК: Zvuki