Вопрос: чей уикэнд-дебют в индустрии развлечений стал самым кассовым дебютом всех времен?
Возможно, прочитав это в контексте издания о музыкальной индустрии, на ум приходят релизы самых популярных альбомов в истории: Thriller Майкла Джексона? 25 от Адель?
Может быть, внутренний голос сразу подскажет самые популярные кинофраншизы: Звездные войны? Как насчет какого-нибудь диснеевского фильма? Или эпичного фильма-боевика типа Форсажа?
Нет, нет и еще раз нет.
Самый кассовый дебют на выходных в развлекательной индустрии состоялся всего две недели назад.
Это звание получила видеоигра, вестерн под названием Red Dead Redemption 2, вторая часть серии, также известной как «Grand Theft Auto на лошадях». Она собрала более $725 млн всего за три дня.
Формулировка выше («самый кассовый дебют в уикэнд») была очень тщательно подобрана. Потому что самый кассовый релиз в индустрии развлечений всех времен случился во вторник, в сентябре 2013 года. Это была Grand Theft Auto V, также видеоигра — она собрала более $1 млрд за 72 часа в продаже.
И Red Dead Redemption, и Grand Theft Auto созданы Rockstar Games – нью-йоркской компанией интерактивных развлечений, известной своей способностью привнести кинематографическую утонченность в виртуальные миры Playstation и Xbox, а также умением зарабатывать миллиарды долларов.
А теперь самое интересное.
Франшиза Grand Theft Auto и основная команда, стоящая за успехом Rockstar, когда-то были частью музыкального бизнеса.
И индустрия отпустила их 20 лет назад. За абсолютные гроши.
Оглянемся в прошлое.
Еще в 1990 году Сэм Хаузер, уроженец Лондона, в возрасте 19 лет, получил первую работу мечты, устроившись в отдел корреспонденции штаб-квартиры BMG в Великобритании. В течение следующих четырех лет Хаузер совмещал получение образования в университете и работу в BMG, сосредоточившись на поп-клипах и VHS релизах.
К 1994 году он закончил учебу и стал штатным сотрудником нового подразделения интерактивных развлечений BMG.
Оказалось, что у Хаузера был природный талант к A&R видеоигр — он умел угадать, какие тайтлы будут хорошо продаваться и станут популярными, и подписывал их как лейбл артиста, и к 1996 году он был назначен директором по развитию BMG Interactive в Великобритании.
В конце 1997 года BMG Interactive выпустили Grand Theft Auto, 2D адвенчуру, в которой игроки выполняли поручения криминальных авторитетов в трех городах.
Тайтл стал коммерческим хитом в США и Европе. Но это произошло на фоне серьезных корпоративных неурядиц.
В марте 1998 года, решив, что попытка разработки видеоигр была пустой тратой времени и денег, BMG – по указанию владельца Bertelsmann – согласились продать BMG Interactive.
По словам Сэма Хаузера, BMG отпустили компанию в Take Two Interactive всего за $9 млн.
Сделка включала в себя всю команду BMG Interactive, а также все права на франшизу Grand Theft Auto.
(Это вот к чему: в прошлом месяце Red Dead Redemption 2 принесла создателям $9 млн в течение часа после старта продаж).
Прежде чем мы вернемся к истории Сэма Хаузера, его брата Дэна и, возможно, самой успешной развлекательной компании в истории, давайте рассмотрим интересное мнение участника тех событий.
Штраус Зелник был одним из участников истории BMG Interactive в середине-конце девяностых.
В 1995 году Зелник был нанят президентом и генеральным директором BMG Entertainment в Северной Америке. К 1998 году он достаточно хорошо себя зарекомендовал и получил в крупной музыкальной компании повышение до той же должности, но во всемирном масштабе.
Позже мы вернемся к тому, что Зелник делает в настоящем, потому что это в значительной степени подтверждает его версию событий.
MusicBusinessWorldwide недавно побеседовали с Зелником о его бытности в музыкальной индустрии, которая довольно резко закончилась в 2000 году.
Они выяснили, что до до присоединения Зелника к BMG в 1995 году, у него было две работы, которые очень важны для этой истории: он был президентом и генеральным директором компании по производству видеоигр Crystal Dynamics в 1993-1995 годах, а также президентом и директором по производству 20th Century Fox с 1989 по 1993.
Зелник не знал музыкальный бизнес, когда начал работать в BMG, но хорошо разбирался в киноиндустрии и очень хорошо ориентировался в бизнесе видеоигр.
Именно поэтому он вместе со своим коллегой Джей Мозесом убедил владельцев BMG запустить BMG Interactive.
Как же тогда Штраусс Зелник позволил ускользнуть от BMG команде, которая потом станет Rockstar Games, вместе со всемогущей франшизой Grand Theft Auto?
Его ответ прост: он этого не делал. Он утверждает, что неустанно боролся против этого решения, но вышестоящие начальники отказывались его слушать.
Естественно, MBW задали Зелнику очевидный вопрос: допустил ли музыкальный бизнес ошибку, позволив уйти талантам BMG из области интерактивных развлечений?
«Я бы сказал, что все гораздо хуже»,- заявил Зелник. «Когда я присоединился к BMG, все знали, что звукозапись — это устоявшийся бизнес, и наш менеджмент сказал: «А что вы думаете о том, чтобы заняться кинобизнесом?». Я ответил: «Слушайте, мне очень понравились семь лет, проведенные в кинобизнесе, и я горжусь своим послужным списком, но это очень сложный класс активов. Давайте смотреть в сторону видеоигр — в этой отрасли намечается бурный рост». Так мы и сделали».
План Зелника на видеоигры состоял в том, чтобы опираться на существующую глобальную сеть дистрибуции музыки и маркетинговой инфраструктуры BMG, но для интерактивных развлекательных релизов – считай, без дополнительных затрат.
«Мы наняли команду и уже начали приобретать недвижимость под дистрибуцию, как вдруг, накануне выхода нашего первого релиза на рынок, Томас Мидделхофф, который был тогда главой Bertelsmann, заставил нас отказаться от BMG Interactive — несмотря на мои возражения»,- говорит Зелник. «Мы продали BMG Interactive за копейки. По сути, покупателем стала молодая Take-Two Interactive. Я спорил до последнего, но босс есть босс».
И вот что произошло впоследствии. Сэм Хаузер вместе со своим братом Дэном взяли на себя разработку Grand Theft Auto в Rockstar Games.
В 2001 году вышла третья часть серии Grand Theft Auto — Grand Theft Auto III, предлагавшая революционный стиль 3D-геймплея c открытым миром, который задал шаблон для остальных игр серии.
Grand Theft Auto III собрала в мировом прокате около $500 млн (более 14,5 млн проданных копий). В 2004 Grand Theft Auto: San Andreas показала еще лучший результат.
А в 2008 году все рекорды побил релиз Grand Theft Auto IV — он собрал около миллиарда долларов по всему миру (25 млн копий).
Как уже было сказано, GTA V преодолела отметку в миллиард долларов всего за три дня. В настоящее время продано более 100 млн копий по всему миру; по оценкам, общий розничный доход составляет от $3 млрд до $5 млрд.
Тепло встреченная критиками Red Dead Redemption от Rockstar вышла в 2011 году. Она продалась тиражом более 15 млн копий по всему миру, что составляет более $600 млн в розничной продаже.
И Red Dead Redemption 2, с самым кассовым уикэндом в истории индустрии развлечений, продалась в рознице тиражом более 17 млн копий в течение первых 13 дней на рынке.
Как и GTA V до нее, эта игра легко превысит отметку в $1 млрд дохода от продаж.
Остается только одна загадка: что стало со Штраусом Зелником?
Оставив BMG в 2000 году, Зелник основал Zelnick Media Capital, которые специализируются на выкупе заемных средств и капитала роста, и которые в настоящее время имеют под контролем более $14 млрд активов.
В прошлом месяце Зелник был объявлен новым председателем CBS.
И еще кое-что.
В 2007 году Zelnick Media Capital возглавила приобретение нью-йоркского Take-Two Interactive. В результате Штраус Зелник стал генеральным директором и председателем компании по производству видеоигр и ее крупнейшим акционером.
Сегодня Take-Two Interactive, которыми управляет Зелник, являются одними из крупнейших игроков на рынке видеоигр с приблизительной рыночной капитализацией $13 млрд. Они владеют культовыми франшизами, среди которых Bioshock, Civilization, Mafia и NBA 2K.
И он также — благодаря, вероятно, худшей продаже в истории музыкального бизнеса – владеет Rockstar Games, Grand Theft Auto и Red Dead Redemption.
ИСТОЧНИК: Music Business Worldwide