По её словам, банк утверждал, что будет использовать голос только для внутренних нужд и обучения ассистента «Олега». «Тинькофф» говорит, что актриса передала исключительные права на переработку и использование голоса третьими лицами.
Об иске к «Тинькофф» актриса озвучивания и дубляжа Алёна Андронова рассказала в посте на DTF. В 2019 году она сделала запись голоса для банка. По её словам, представители «Тинькофф» утверждали, что голос записывается «только и исключительно для внутренних задач банка, он поможет обучить “Олега“ и заменит колл-центр».
При этом в договоре были «стандартные формулировки об исполнении и обязательстве записать объём текстов».
«В нём нет ни слова «синтез», ни упоминания нейросетей, ни каких-либо подробностей об использовании записей. Это стандартный договор о том, что я создаю исполнение, передаю его и разрешаю его обработку. В то время это был обычный типовой договор, мы подписываем такие несколько раз в месяц. Согласование всегда было на совести студий и посредников. Конечно же, я внимательно читала договор, но в данном случае согласование шло фактически «вслепую», так как о главном — о том, что мы пишем синтез,— в нём ни слова нет»,- цитата из поста Алёны Андроновой.
В 2022 году Алёна нашла в интернете порно-рекламу, озвученную её голосом. Она также обнаружила, что голос доступен для синтеза на сайте банка и продаётся на сторонних площадках: «Даже студии, с которыми я ранее работала как актриса, стали продавать мой синтез на телеканалы и стриминговые сервисы».
По договору актриса передала банку исключительные права на запись голоса, которые «предусматривали права на переработку, внесение любых изменений, сокращений, дополнений», в том числе третьими лицами, прокомментировали vc.ru в «Тинькофф».
«Изложенная информация не соответствует действительности. Между Алёной Андроновой и АО «Тинькофф Банк» был заключен договор, в соответствии с которым Алёна выполнила работы по озвучиванию текстов и передала исключительные права на них банку в полном объёме, в том числе права на переработку, внесение любых изменений, сокращений, дополнений. При этом договор с Алёной прямо предусматривал её согласие на использование и переработку записей третьими лицами. Таким образом, банк вправе использовать записи голоса Алёны любыми способами, в том числе для обучения нейросетей»,- «Тинькофф».
В банке добавили, что в 2022 году «некоторые пользователи его сервиса Tinkoff VoiceKit попытались использовать его недобросовестно в нарушение правил». «Тинькофф» их заблокировал.
«Синтезированные материалы на основе голосов дикторов используются в технологии Tinkoff VoiceKit, на базе которой пользователи сервиса могут создавать голосовых роботов и распознавать речь. Компании используют синтезированные голоса для автоматизации работы колл-центров, создания голосовых ассистентов и других бизнес-процессов. Однако, в 2022 году некоторые пользователи сервиса попытались использовать его недобросовестно в нарушение правил. Выявив подобные случаи, «Тинькофф» сразу заблокировал таких пользователей.
В связи с тем, что произошедшая ситуация вызвала негативную реакцию у диктора, мы предложили Алёне Андроновой денежную компенсацию, так как рассчитывали на дальнейшее сотрудничество. Однако, Алёна с предложенной суммой компенсации не согласилась»,- «Тинькофф».
«Тинькофф» предложил актрисе компенсацию размером примерно в «два её месячных заработка» при условии полного отказа от претензий, раскрыла Андронова в посте. 30 августа 2023 года она подала иск о защите чести, достоинства, деловой репутации. Компенсация в нём в 20 раз больше предложенной банком, рассказала девушка vc.ru.
Алёна Андронова требует от банка «предпринять все необходимые действия» для удаления синтеза её голоса со всех сторонних сайтов, прекратить использовать её голос в технологиях синтеза для любых третьих лиц и взыскать с «Тинькофф» компенсацию около 6 млн рублей, рассказала vc.ru юрист Тамара Богданова, представляющая интересы истца. Дата первого заседания пока не назначена.
Также актриса совместно с Союзом дикторов России создала петицию на Change.org с предложением изменить законы, чтобы «защитить голоса от воровства и мошенничества». Например, запретить использовать договоры об отчуждении исключительного права в качестве разрешения на синтез голоса.
ИСТОЧНИК: VC