Региональный руководитель TuneCore в России Иван Иванов — о трендах, особенностях нашего рынка, независимых артистах и важности сервисов для старта музыкальной карьеры.
О российской аудитории TuneCore
Мы чувствовали, что нашу компанию знают и нас ждут. К моменту объявления о начале деятельности в России (а это произошло в сентябре 2020 года) мы уже давно получали вопросы о том, когда же сервис станет русскоязычным и когда начнет работать со всеми российскими стриминговыми сервисами, – это было максимально важно для наших потенциальных клиентов. Приятно, что мы сразу стали получать конструктивную обратную связь от наших действующих клиентов, что очень помогает нам улучшать и развивать локальные сервисы.
В России очень ценится персонализированное общение. Люди не очень доверяют официальным сайтам и службам поддержки, но предпочитают общаться в социальных сетях напрямую с представителями компании. Именно поэтому мы сделали акцент на развитии официального паблика в соцсети «ВКонтакте» и много времени уделяем прямому общению со своей аудиторией. Мы будем и дальше развивать официальную страницу, наполнять ее контентом, чтобы все, кому интересна наша компания, могли с легкостью найти любую интересующую информацию.
О юридических вопросах артистов
К сожалению, многие артисты (и не только начинающие) не до конца понимают ценность чужого труда и базовые основы защиты интеллектуальных прав. Поэтому мы очень часто сталкиваемся с попытками использования чужих битов или сэмплов, попытками монетизации ремиксов и кавер-версий песен без обладания соответствующими на то правами. Мы были бы рады, если бы артисты обращались к нам с такими вопросами заранее. Но, к сожалению, часто приходится разъяснять эти моменты уже постфактум, когда ресурсы с обеих сторон затрачены.
О партнерстве с цифровыми музыкальными магазинами и стриминговыми платформами
Наше основное стремление – дать нашим артистам максимум возможностей для эффективного построения музыкальной карьеры и монетизации своей музыки. Поэтому мы стараемся вступать в партнерства со всеми компаниями, размещение на которых важно для наших клиентов. На русскоязычном рынке площадки, которыми управляет UMA, безусловно находятся в числе лидеров, и мы не могли это проигнорировать.
Вообще, все площадки, которые мы считаем перспективными, мы стараемся максимально быстро добавлять в список наших партнеров. Так, недавно мы добавили TikTok, который очень активно развивается почти во всех регионах мира; Tencent (очень популярен в Азиатском регионе); индийские сервисы Gaana и Hungama; ну и конечно же, российский BOOM, ВКонтакте и Одноклассники — все это площадки UMA.
Если говорить исключительно о российском рынке, то недавняя новость о выкупе 100% сервиса Zvooq Сбером и интеграции его в экосистему крупнейшего банка заставляет по-новому взглянуть на этот стриминговый сервис и его будущее. Думаю, нас ждет очень интересная конкурентная борьба.
О контрактах с известными российскими исполнителями
Мы ценим всех наших клиентов и гордимся сотрудничающими с нами артистами. Не называя конкретных имен, скажу, что нам доверяют размещение своих релизов много ребят как старой, так и новой школы рэпа, признанные корифеи русского рока, легенды бардовской и авторской песни и даже многие мэтры академической музыки. И ряды этих артистов только пополняются.
О работе в эпоху коронавируса
Как ни странно, ее стало больше. Сфера создания и потребления контента (музыкальный стриминг ее часть), пожалуй, одна из немногих, получивших определенную выгоду в сложившихся безрадостных обстоятельствах. В ситуации отсутствия концертов и резкого падения основного источника дохода для большинства артистов стриминг быстро стал главным источником средств. Поэтому и мы, и другие участники рынка призывали артистов активно выкладывать релизы на площадки. И это дает свои плоды – количество релизов увеличилось весьма значительно!
Об отличиях лейблов и музыкальных компаний
Лейблы – это, в первую очередь, звукозаписывающие компании. В современных реалиях они расширили список своих функций, но первичная их функция – запись музыки, создание контента. Музыкальные же компании работают с контентом и артистом. Они доставляют контент (дистрибутируют) на площадки и магазины, оказывают различные услуги артистам по продвижению их контента и их самих.
В нашей стране работают замечательные и очень уважаемые лейблы, которые делают свою работу на отлично, и артисты растут и развиваются, сотрудничая с ними. Но есть ряд нюансов, которые могут подтолкнуть артистов к самостоятельной работе и переключению на DIY-дистрибьюторов. К ним можно отнести: недостаток контроля над своим творчеством и свободы в целом, необходимость отдавать часть своих доходов (зачастую весьма значительную), часто – невозможность самостоятельно определять даты/расписание выхода релизов. Случаются и ограничения в том, с кем артист может коллаборировать.
Об отсутствии комиссии за доходы от стриминга
Наша компания появилась с мыслью о том, что в новую цифровую эру артист может и должен быть независимым. А залог независимости для артиста – это, в первую очередь, возможность в полной мере распоряжаться своими деньгами и своей карьерой. Если артист может самостоятельно продвигать себя и свое творчество, почему он должен делиться своим заработком? Мы считаем, что не должен – и даем возможность этого не делать.
О трудностях начинающих артистов
В основном трудности касаются маркетинга и продвижения – как правильно спланировать и реализовать кампанию по продвижению своих релизов наиболее эффективно в ситуации ограниченных ресурсов. Как заполучить внимание музыкальных журналистов и кураторов плейлистов. На многие вопросы мы стараемся давать ответы в наших обучающих материалах: в статьях в блоге, видеоматериалах на сайте.
О самых быстрорастущих жанрах цифровой музыки
В разное время на волне оказываются разные жанры, и не факт, что через пару-тройку лет картина не поменяется кардинально. Но сейчас мы отмечаем, что рэп/хип-хоп, а также электроника и танцевальная музыка показывают наибольший прирост в количестве новых артистов и новых релизов.
О трендах в цифровой музыкальной индустрии
Мы отмечаем массу трендов, как поведенческих, так и технологических, и часто они сильно переплетаются. Например, за годы активного развития стриминга средняя длительность треков сократилась на целых 30 секунд, а длина вступлений — с 20 секунд до пяти. Это объясняется методом, которым сервисы засчитывают «прослушивания» для последующей оплаты. С этим же связаны и другие тенденции: например, стремление разместить самые «цепляющие» куски, хуки, в самом начале композиции, ведь теперь конкуренция ведется за внимание слушателя, а оно измеряется считанными секундами.
TikTok с его суперпопулярным форматом 15-секундных видео также формирует тренды. Например, многие артисты ограничиваются созданием только 15-секундного отрывка-сниппета, который размещают на платформе и смотрят, «полетит» он или нет. И часто кроме этих 15 секунд материала у них и нет: зачем вкладывать ресурсы в создание полноценного трека, если реакцию аудитории можно понять, используя короткий отрывок?
Если говорить обобщенно, мы видим, как во всем мире широко используется искусственный интеллект, в том числе при создании музыки. Популярность «настроенческих» плейлистов и плейлистов для определенных занятий приводит к очень интересному феномену: ИИ сегодня способен сам создавать музыку по шаблонам под определенное настроение! Так называемая «генеративная», то есть созданная с помощью искусственного интеллекта, музыка занимает все более и более прочные позиции. Но мы все же надеемся, что исполнители и композиторы по всему миру смогут адаптироваться и продолжить делать свою музыку еще лучше и еще интереснее. В конце концов, именно за это мы их любим.
5 советов молодым исполнителям
- Знакомиться и больше общаться: с коллегами по цеху и представителями других жанров, с журналистами, с музыкальными энтузиастами;
- Коллаборировать: «совместки», фиты, творческие объединения — коллаборация всегда была двигателем любого творчества;
- Создавать и размещать музыку, потому что отсутствие музыки на площадках точно не сделает вас известным;
- Смотреть на свой музыкальный проект как на стартап, бизнес-проект, и не забывать учиться новым навыкам;
Не бояться! Мы были свидетелями огромного количества success-стори, когда упорство и вера в себя становились причиной взлета музыкальной карьеры.