Иностранные исполнители практически исчезли с афиш: в марте продавались билеты всего на 15 таких концертов, при этом часть из них позже были перенесены или отменены. Проблемы есть и с отечественными звездами.
Доля концертов иностранных артистов от всех запланированных подобных выступлений, на которые продаются билеты, в марте 2022 года опустилась ниже 1%. Это следует из подсчетов билетных сервисов МТС Ticketland и МТС Live, с которыми ознакомился РБК. В марте в продаже были билеты лишь на 15 концертов зарубежных исполнителей. Среди них, например, британская группа Smokie в Crocus City Hall (перенесен на октябрь 2023 года), джазовая певица Ди Ди Бриджуотер в Доме музыки (также перенесен на 2023 год), Эмир Кустурица в сопровождении The No Smoking Orchestra в «ГлавClub» (уже в апреле организаторы сообщили об отмене выступления).
В 2019 году доля иностранцев на российском концертном рынке составляла, по подсчетам билетных сервисов МТС, 20%, в пандемию этот показатель упал до 3%. При этом в расчетах как иностранные не учитываются белорусские и украинские музыканты, гастроли которых организуют российские промоутеры.
Доля возвратов билетов от общего числа проданных достигла 26%, констатирует представитель МТС. В целом в марте этого года процент возвратов на концерты увеличился в три раза по сравнению с 2021 годом, а по отмененным или перенесенным мероприятиям по инициативе организатора — почти в четыре раза. Абсолютные цифры собеседник РБК не привел.
Продажи билетов на концерты в марте 2022 года упали на 42% по отношению к аналогичному периоду 2021 года и до 80% — к 2019-му, подсчитали в МТС. По прогнозу компании, рынок концертов в России по итогам года сократится на 40–50% по сравнению с 2019-м и на 30% — по сравнению с 2021-м.
Топ-10 компаний, которые работали с западными артистами, сейчас находятся на грани банкротства, указывает исполнительный директор Международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич. Он напоминает, что на исходе пандемии коронавируса концертные агентства рассчитывали на «фестивальное лето» 2022 года и уже запустили организацию крупных гастролей. В сложившихся условиях, по словам Бабича, доехать до России смогут только «штучные артисты клубного формата». Однако даже они сталкиваются с проблемами логистики из-за ограничений на полеты.
С тем, что бизнес, связанный с организацией концертов иностранных артистов в России, полностью закрыт на неопределенное время, согласен и Владимир Зубицкий, президент группы «Русский шоу-центр» (входит в SAV Entertainment, которая привозила в Россию Kiss, Guns N’ Roses и Элтона Джона), а также исполнительный директор Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций. Помимо угрозы банкротства компании столкнулись с проблемой возврата денег со стороны артистов за отмененные выступления. Даже если артисты готовы вернуть авансы, из-за санкций против банков и ограничений работы платежных систем многие транзакции попросту недоступны, признает Зубицкий.
Единственный способ для концертных агентств сохранить доход — перестраиваться на российских исполнителей, продолжает Зубицкий. Однако почти треть артистов первого эшелона, как отмечает, в свою очередь, Бабич, «утрачена» из-за публичных высказываний с осуждением спецоперации России на Украине. А возможное повышение гонораров «оставшимся хедлайнерам» может привести к перегреву рынка, в результате чего продажи билетов попросту не будут покрывать расходы агентств на организацию.
Дальнейшее четкое и ясное проектирование обозримого будущего в нынешних условиях практически едва ли возможно, считает Эдуард Ратников, гендиректор концертного агентства TCI (организовывали в России концерты Rammstein, Scorpions, Оззи Осборна и Рианны). О «выживании» применительно к концертной индустрии говорит и музыкальный продюсер Игорь Матвиенко («Иванушки International», «Корни», «Фабрика»). По его словам, речь идет о том, чтобы в профессии остались «хоть какие-то музыканты». Помочь отрасли, как считает Матвиенко, могла бы поддержка Министерства культуры, которое сейчас в большей степени «сконцентрировано на кино, а не на музыке и не на шоу-бизнесе».
В пресс-службе Минкультуры заявили, что кризиса в концертной индустрии нет, а отрасли оказывается «значительная поддержка». В качестве примера представитель министерства привел Всероссийский гастрольный план с подпрограммой «Мы — Россия», в рамках которой обеспечиваются гастроли национальных исполнителей, а также Всероссийские филармонические сезоны. На вопрос о том, какие еще меры поддержки сейчас разрабатываются, в министерстве не ответили.
ИСТОЧНИК: РБК