Британская академия сонграйтеров, композиторов и авторов (BASCA) — присоединилась к панъевропейской торговой группе инди-лейблов IMPALA, выступив против предложения Sony полностью взять под контроль над каталогами EMI Music Publishing.
Группа авторов считает, что предлагаемая сделка создаст «не имеющую себе равных силу» в вопросе прав на музыку, которая «ограничит выбор авторов» и «может в будущем подорвать автономию прав создателей».
В 2012 году Sony Corp провела консорциум по покупке старого предприятия EMI Music Publishing, назначив собственного музыкального издателя Sony/ATV управлять правами EMI. Ранее в этом году они объявили о своем намерении выкупить доли всех инвесторов, участвовавших в сделке 2012 года, кроме одного. Впоследствии они подтвердили заключение отдельного соглашения с Michael Jackson Estate, которые также имели долю в каталоге EMI.
В результате этих операций EMI Music Publishing станет полностью принадлежащей Sony Corp дочерней компанией, которые, предположительно, должным образом объединят ее с Sony/ATV. Превращение глобального музыкального издательского бизнеса развлекательного конгломерата в одно предприятие может теснее связать Sony/ATV со звукозаписывающей компанией Sony Music. Особенно учитывая отставку в следующем году босса Sony/ATV Марти Бандье после многолетней службы.
Десять дней назад Sony подали официальные документы в антимонопольные службы Европы, так как сделка подлежит утверждению регулятором. Теперь у Европейской комиссии есть месяц для рассмотрения заявок, после чего она может либо одобрить сделки, либо инициировать более тщательное шестимесячное расследование.
После этого комиссия может дать операциям зеленый свет, блокировать их, либо отправить их на доработку по вопросам правовой защиты для противодействия проблемам конкурентного права.
В заявлении, сделанном в понедельник утром, BASCA отметили, что «Sony уже является крупнейшим издателем музыки в мире, а также вторым по величине музыкальным лейблом. Если эта продажа будет одобрена, то Sony почти в два раза увеличит свой издательский каталог, с 2,16 млн до 4,21 млн композиций, обеспечив себе потенциальную гегемонию на мировом музыкальном рынке».
«А учитывая интересы лейбла Sony»,- продолжает BASCA в своем заявлении, «это слияние фактически создаст «не имеющую себе равных силу» с возможностью доминировать на рынках лицензирования; и – посредством прямых сделок по лицензированию онлайн – повлечет за собой серьезные последствия для автономии управления коллективными правами».
В музыкальном бизнесе коллективное лицензирование песен является гораздо более распространенным явлением, когда общества по сбору отчислений – или организаций коллективного управления — зачастую напрямую контролируют элементы авторских прав на песни. Это в определенной степени ограничивает возможности музыкальных издательств, особенно в континентальной Европе. И сила этих обществ вполне может быть использована в качестве аргумента Sony/ATV относительно того, почему предлагаемое приобретение EMI Music Publishing не создаст прямых конкурентных проблем.
Тем не менее авторы песен часто говорят, что крупные издатели имеют слишком большое влияние на определенные общества по сбору отчислений. И в цифровом пространстве крупные издательства перешли к прямому лицензированию англо-американского репертуара, хоть и в партнерстве с обществами, контролирующими вопросы прав на исполнение этих произведений.
Подробнее объясняя озабоченность BASCA по поводу предлагаемых сделок Sony и EMI, председатель организации Криспин Хант сослался на недавнюю поддержку Европейским парламентом реформ безопасной гавани в проекте новой европейской директивы по авторскому праву. Этот законопроект должен увеличить обязательства платформ с загружаемым пользователями контентом, таких как YouTube. Реформа заключается в том, чтобы оградить цифровой музыкальный рынок от искажения веб-гигантами, но аналогичные опасения должны быть и по поводу того, что музыкальные мэйджоры становятся настолько всесильными, что могут искажать вещи в свою пользу, считает Хант.
Он заявил: «В то время, как ЕС стремится восстановить сбалансированный, разнообразный и конкурентоспособный онлайн-рынок музыки, позволить одной компании сконцентрировать в своих руках столько способов воздействия на рынок будет полной противоположностью этой цели. До сих пор мало что свидетельствует о том, что неоспоримая догма рыночной музыкальной модели сможет обеспечить процветающую музыкальную среду, которая нужна потребителям. Sony — отличная музыкальная компания,- признает он, «и они приобрели, издают и обслуживают большую часть моего каталога. Но если мы что-то и выучили из экономических уроков модели «слишком большой, чтобы потерпеть неудачу», кажется как минимум неосторожным давать почти абсолютный контроль над музыкальным рынком одному игроку. Создание функциональной музыкальной системы, работающей на конкурентной основе, а не за счет олигополии — вот, что является ключом к процветающим рынкам, как онлайн, так и оффлайн».
Что до влияния, которое расширение в бизнесе песен Sony может оказать на систему коллективного лицензирования, Хант заявил: «Хотя мы признаем преимущество крупных музыкальных компаний в обеспечении стоимости коллективных лицензий, нельзя не отметить, что большие каталоги могут оказывать асимметричное влияние на CMO (организации коллективного управления). Как правило, такие каталоги служат оптимизации правил для удобства крупных игроков, что может негативно сказаться на росте инди сектора. Сеть CMO сохраняет на плаву большинство создателей музыки и инди-издателей. Гигантские каталоги могут быть хороши для бизнеса, но могут и повторить участь Титаника».
Выступая от имени комитета авторов песен BASCA, композитор и журналист Хелиен Линдвал ссылается на собственный опыт слияния двух других музыкальных издательств.
«Создателям следует ожидать, что их авторские права будут известны издателю и что они будут использованы в полной мере»,- говорит она. «Они также могут ожидать, что их издатели будут тесно взаимодействовать с ними на личном уровне, чтобы развивать их карьеру. Но для для авторов песен и композиторов, включая меня, было установлено обратное — когда при объединении обширных каталогов их права передаются от первоначального издателя такой корпорации, как Sony».
В заключение организация вновь напоминает, что «BASCA призывает заблокировать транзакцию Sony, чтобы EMI сохранили независимость и управлялись как самостоятельный бизнес или же в сочетании с небольшими музыкальными компаниями, чтобы гарантировать справедливый и конкурентный рынок для европейских талантов».
IMPALA, на протяжении многих лет выступавшие против ряда слияний между крупными компаниями-владельцами прав на музыку, также призывают регуляторы ЕС заблокировать сделку. На прошлой неделе они заявили:
«Единственным решением является заблокировать сделку. Это необходимо во избежание вреда потребителям в долгосрочной перспективе, а также другим игрокам музыкального сектора, от писателей до потоковых сервисов, независимых издателей, обществ по сбору отчислений и звукозаписывающих компаний».
ИСТОЧНИК: Complete Music Update