Однажды мейнстримовая музыкальная индустрия проигнорировала стриминг музыки. Это было пережитком пиратства, и рассматривалось как возможность утаить доходы. Однако в этом году шведский гигант Spotify уже оценивается в $30 млрд (£21 млрд) на Нью-Йорской фондовой бирже.
Это высокотехнологичная отрасль пожалуй была полностью освоена европейскими компаниями. Одна из них, Deezer, прямой конкурент Spotify. Головной офис компании расположен в Париже. Deezer надеются посоперничать с доминирующими Spotify и показать, что в этом бизнесе достаточно места для большего количества игроков.
Но в этой скоротечной технологии Deezer предстоит доказать свою самоценность, как и всем компаниям в эпоху господства Spotify.
Несмотря на непогоду, генеральный директор Deezer Ханс-Холгер Альбрехт пребывает в приподнятом настроении в лондонском офисе своего стартапа.
«У всех полно возможностей, если речь идет о стриминге. Сейчас стоимость рынка оценивается в $60 млрд, а традиционный рынок музыки никогда не был дороже $20 млрд»,- говорит он.
Deezer на втором или третьем месте после Spotify на большинстве рынков, кроме Франции, там Deezer лидирует среди провайдеров. Но Deezer набирает популярность благодаря общему подъему этого сектора, который обеспечили Spotify.
«Очевидно, что IPO Spotify положительно повлияли на ценовые значения»,- добавил мистер Альбрехт.
Альбрехт является ветераном радиовещания, работавшим в шведских телеком группах MTG и позднее в Millicom. Он перешел в Deezer в начале 2015 года, которые в тот момент готовились к притоку €300 млн (£263 млн) потенциальных инвестиций из Франции.
Прибыль Deezer составляла порядка €140 млн, примерно на уровне их конкурента Spotify. Но запуск Apple Music от технологического гиганта Apple с их богатой музыкальной родословной в индустрии в том же году напряг инвесторов.
С тех пор Spotify начал превращаться в монстра с 70 млн платных подписчиков. У Deezer же всего 6,5 млн платных пользователей и 14 млн пользователей в месяц.
Но вливание €100 млн от инвесторов Access Industries и телеком группы Orange в 2016 году позволило Deezer совершить новый рывок после выхода в свет. Прибыль выросла до €300 млн, а потери составили около €60 млн. Альбрехт заявил, что компания тратилась только на маркетинг.
Но конкуренция жесткая. Не только со Spotify и Apple (с 40 млн подписчиков), но и с другими гигантами, вроде Google с их новым YouTube Music и Amazon Music. Facebook тоже положили глаз на музыкальный бизнес.
Менее крупные игроки также пытаются занять свою нишу. Tidal, запущенный репером Jay-Z, фокусируется на эксклюзивных треках таких музыкантов, как Kanye West и Beyoncé. SoundCloud, который насчитывает около 140 млн пользователей, по большей части бесплатен, и полагается на созданный пользователями контент больше, чем на лейблы, и при это смог заработать.
Изюминка Deezer в локальной музыке. «Мы двигаемся от рынка к рынку»,- говорит Альбрехт. Deezer сосредоточен на Франции и Германии, но также преуспел в Европе и Бразилии. Он также начал предоставлять новые услуги, например подкасты.
В 2017 году Deezer контролировал около 4 % всех стриминговых подписчиков, Spotify доминирует, приближаясь к 40%, Apple Music показывает результат около 17%, а Amazon в районе 10%.
Но медленный рост Deezer частично обусловлен их старой стратегией — объединения приложения в пакет с телеком услугами. Spotify, тем временем, пошел за потребителями и поощряет шейринг и сетевую кооперацию. Они также заранее вошли на американские рынки, став реальным конкурентом Apple Music.
«Перед Deezer стоит задача показать вам, почему стоит выбрать именно их», говорит Грегор Прайор, эксперт по музыкальной индустрии юридической фирмы Reed Smith. «Сейчас удачное время оказаться в этом бизнесе»,- добавляет аналитик eMarketer, Пол Верна. «Но Deezer не богачи».
Комплектующие также могут сыграть важную роль в будущем стриминга.
Альбрехт признал возникшие после заброшенного IPO трудности. Средства от Access дали им больше времени на рост.
«Раньше у нас не было экономических рычагов. Когда я присоединился три года назад, настало время изменить философию»,- добавил Альбрехт.
Консолидация также вероятна, как рост. Tidal был раскритикован за возможную накрутку определенных треков, согласно сообщениям норвежской газеты Dagens Næringsliv (Tidal также базируется в Норвегии). Компания отвергает обвинения.
Но не все уверены в Deezer.
«Отличие от Spotify решает среди их конкурентов все»,- заявил аналитик GlobalWebIndex, Крис Бир. «Вопрос полноценного успеха (Deezer) остается открытым».
Amazon и Google инвестируют в технологии умных колонок, для их конкурентов важно сохранять свои приложения на схожих платформах. Альбрехт признает, что Deezer задумывались о создании собственных устройств, но предпочли сперва заключить соглашения со всеми основными производителями умных колонок.
Альбрехт, несомненно, гордится продуктом Deezer, но также прагматичен во взгляде на будущее. Он может перейти на новое место через два-три года, но пока не планирует никуда. Он также упоминает, что компания не собирается продаваться, «хоть и учитывая консолидацию рынка, мы всегда можем оказаться удачным вложением. Поглядим, что будет, но мы здесь не для этого».
Но он сохраняет уверенность. Основная формула сочетала различные столпы индустрии, от базы подписчиков и звукозаписи до технологической компании. По мнению Альбрехта, это непростой бизнес, но он работает.
«Нужно быть оригинальнее. Я думаю, мы сможем потягаться с большими ребятами», заявил он.
ИСТОЧНИК: Telegraph