Deezer стремятся к развитию через локальный фокус и «смирение»

Сервис стриминга музыки Deezer завершил 2018 год с 7 млн подписчиков: это половина из 14 млн активных пользователей в месяц.

Генеральный директор Ханс-Хольгер Альбрехт раскрыл эту цифру в интервью Music Ally, объяснив, как развивался бизнес Deezer с момента его присоединения к компании в декабре 2014 года, в то время, когда ее бизнес сильно зависел от сделок по продаже пакетов услуг с мобильными операторами, в частности с Orange во Франции.

(Заявка Deezer 2015 года на ее впоследствии отмененное IPO показывала, что в 2014 году на «бандлы с подпиской» приходилось 49,5% их доходов. Однако в потоке дохода от «отдельных подписок» учитывались «косвенные» абоненты, которые подписались через партнера — например, телекоммуникационную компанию, но не как получившие подписку как часть их пакета услуг мобильного тарифа. Далее, по определению Альбрехта, эти люди будут учитываться при подсчете доходов, «привлеченных телеком компаниями»).

«Четыре года назад 80% доходов приходились на телекоммуникационные услуги, большая часть которых оказывалась во Франции. Сейчас 75% доходов поступают от платных подписчиков, а Франция приносит менее 50% доходов. Это довольно существенный сдвиг»,- сказал Альбрехт.

Альбрехт разговаривал с Music Ally в конце насыщенного года для Deezer, включая августовский раунд финансирования в $185 млн; их запуск на Ближнем Востоке и в Северной Африке в октябре; и постоянный поток партнерских отношений в области аппаратного обеспечения, новых функций и маркетинговых инициатив для основного сервиса.

«Что касается продукта, мы добились большого прогресса в плане числа активных участников, новых функций и инноваций. Что же до бизнеса, то в настоящее время мы знаем, как работает конверсия, мы знаем, как работать с оттоком пользователей, и я думаю, что у нас явно есть стратегия в отношении территорий, на которых мы концентрируемся»,- сказал он.

«У нас около 14 млн активных пользователей в месяц и более 7 млн платных пользователей, так что соотношение платных подписчиков [к бесплатным слушателям] хорошее. И мы практически достигли $400 млн выручки в этом году, включая быстрый рост показателей со стороны прямых клиентов. Цифры довольно солидные; поглядим, как на них повлияет регион MENA в следующем году».

MENA (Ближний Восток и Африка) является стратегическим приоритетом для Deezer, а также источником появления крупных новых инвесторов вышеупомянутого раунда финансирования на $185 млн, таких как инвестиционный фонд Саудовской Аравии Kingdom Holding Company и медиа-фирмы Rotana Group — последняя принесла Deezer «эксклюзивную, долгосрочную» сделку по распространению каталога музыкального подразделения в регионе.

«Мы очень взволнованы предстоящей революцией того, как люди будут потреблять музыку. Многие собираются перейти от отсутствия музыки или ее ограниченной версии к стримингу. Они не собираются проходить через цепочку физических форматов и скачиваний»,- рассказал Альбрехт.

«Но следует подходить к подобным видам рынков и регионов с определенной степенью смирения. Египет сильно отличается вкусами от Саудовской Аравии, которая, к примеру, полностью отличается от Ливана. Стоит осваивать страну за страной, быть очень локально-ориентированными и пытаться адаптироваться к местным потребностям».

За дебютом Deezer в MENA последовал ноябрьский запуск в регионе Spotify — Apple Music уже какое-то время там функционирует, а местный сервис Anghami работает с 2012 года, собрав аудиторию более 70 млн слушателей.

Альбрехт стремился подчеркнуть отличия Deezer от Spotify, ссылаясь на эксклюзивность Rotana в качестве доказательства.

«Я не думаю, что это лишит других игроков, таких как Spotify, возможности занять свое место на рынке международной музыки. Но это очень явно позиционирует нас в качестве локального, работающего в регионе на арабском языке сервиса — именно этим мы и хотим быть»,- заявил он.

«Существует определенная целевая группа, которая предпочитает быть глобальной и международной: например, пойти в Макдональдс или за пиццей вместо местной кухни. Думаю, их запросы удовлетворят Spotify, но у нас другой подход. Мы очень локальные».

«Нам не нужно владеть 100% рынка. К сожалению, такого никогда не происходит! Мы просто хотим наилучшим образом исполнять свою роль на местном уровне, а это требует адаптации и смирения. Люди тоже хотят чего-нибудь местного: любой интернационализации есть предел».

(Хотя Spotify могут поспорить, что они также адаптировали свой сервис для региона MENA: например, запустив набор плейлистов с локальными кураторами наряду с «Arab Hub», который доступен по всему миру).

Что касается более широкой картины, Альбрехт предположил, что последний раунд финансирования укрепил позиции Deezer на одном уровне со Spotify, Apple Music, Amazon и Google Play/YouTube Music в сфере глобального музыкального стриминга.

«У нас есть глобальное присутствие в 180 странах. Но нам также известно, что мы маленькая рыба в большом пруду. Мы самые маленькие из самых больших, скажем так. Поэтому мы знаем, что должны быть сосредоточены на том, что делаем»,- сказал он.

Альбрехт с энтузиазмом делал предположения по поводу того, как эта «крупная рыба» поделит между собой мировой рынок. Он отметил, что во Франции уровень проникновения подписок на стриминг по-прежнему ниже 10%, а это означает, что существует большое пространство для конкуренции.

«В Бразилии проникновение составляет всего 2% или 3%! В Германии этот показатель не превышает 10%. Если взглянуть на MENA — тот тут уровень близок к нулю. Показатели Латинской Америки все еще очень малы. В этом отношении многое еще только предстоит осуществить, и мы всегда говорили, что это история не про рынок с единственным игроком, который получит все и сразу»,- сказал он.

Альбрехт предположил, что Deezer является вторым по величине стриминговым сервисом в Латинской Америке в целом, упомянув борьбу за первое место на таких рынках, как Колумбия.

«Что интересно, если выйти за пределы Европы и США, Amazon не так уж и распространены. Платформы-гиганты не настолько сильны. Продажи iPhone на этих рынках намного ниже, чем в США, поэтому для Apple это совсем другая игра. В такой конкурентной среде им нелегко соревноваться с Deezer и Spotify!».

Альбрехт добавил, что раунд финансирования в размере $185 млн укрепил Deezer на позициях первоклассного глобального сервиса стриминга, но признал, что это могло стать неожиданностью для некоторых людей в музыкальной индустрии, которые списали компанию со счетов.

«Многие — я бы даже сказал, большинство, сомневались в том, выживет ли наша компания, когда мы начинали [в конце 2014 года, когда он стал генеральным директором]»,- заявил Альбрехт.

«Мало того, что мы должны были исправить многое изнутри, чтобы стать лучше — помимо этого нам составляли конкуренцию два гиганта, Apple и Amazon, а затем и стремительно растущие Spotify. Так что это было нелегко. Но я думаю, что сейчас (и это именно то, что увидели новые инвесторы) — в компании есть большая ценность».

Альбрехт предположил, что основной продукт Deezer и их стратегия локализации на развивающихся рынках делают компанию «очень интересной» с точки зрения инвесторов и других потенциальных партнеров.

«Если кто-то хочет войти в музыкальную индустрию на поздних этапах (эту возможность обдумывают некоторые платформы и другие компании), то Deezer будет для них интересным партнером. Мы независимы и можем многое»,- сказал он.

«Или если вы ищете другие виды деятельности в будущем, с точки зрения слияний и поглощений Deezer являются отличным партнером. Может быть, 18 месяцев назад в этом отношении все было не так очевидно, как сегодня. Но если взглянуть на компанию в ее нынешнем виде, на ее оценку, то становится очевидным множество преимуществ».

Во время раунда финансирования сообщалось, что оценка Deezer достигла $1 млрд, что обеспечило им статус «единорога», говоря на техническом языке — хотя, возможно, компания могла стоить и дороже.

Рыночная капитализация Spotify на момент написания статьи составляла чуть менее $20,1 млрд. Это примерно в 3,4 раза больше ожидаемой годовой выручки в 2018 году. По этому показателю оценка Deezer может составить более $1,36 млрд, если в 2018 году они достигнут прибыли в $400 млн. Но это все только цифры, пока Deezer не станут публичной компанией или не получат предложения о приобретении. Говоря об этом, стоит упомянут следущее…

Это дополняет высказывание о том, что «с точки зрения слияний и поглощений Deezer являются отличным партнером» — означает ли это, что Deezer могут стать целью для приобретения в 2019 году кем-то из «крупных рыб»? Их обновленный фокус на регионах, таких как Ближний Восток и Латинская Америка, можно рассматривать как стратегию повышения привлекательности Deezer в этом качестве.

«Это не тот вопрос, каким задается менеджмент компании. Работа управленцев связана с бизнесом»,- прямо ответил Альбрехт. «Очевидно, что Deezer — очень привлекательная компания с отличными продуктами, отличной моделью и всем остальным. Посмотрим: решать только акционерам».

Прошло не так много времени с тех пор, как Deezer упоминались в качестве потенциального покупателя SoundCloud (во многом благодаря самому Альбрехту, который заявил Reuters в сентябре 2017 года, что он заинтересован в такой сделке «по разумной цене»). Вооружившись последним раундом финансирования и не забывая, что Access Industries миллиардера Лена Блаватника также являются одним из основных акционеров, Deezer могут вернуться к идее покупки конкурентов.

Альбрехт заявил, что Deezer «не были готовы оперативно совершать приобретения два или три года назад», но теперь они открыты для таких идей.

«По этому вопросу совершается множество движений. Это потенциальная рыночная возможность на $60 млрд, поэтому можно ожидать новых шагов в этом направлении, как и новых альянсов вроде слияния SiriusXM и Pandora»,- сказал он.

«Это будет интересное время, и оно показывает основную силу музыкального бизнеса. Это не принудительная консолидация из-за сокращающихся рынков. Это консолидация из-за возможностей».

На данный момент компания Deezer по-прежнему сосредоточена на улучшении качества своих услуг и расширении партнерских отношений с производителя «железа» («три года назад у нас было две или три аппаратных интеграции, теперь их 85»), в то же время продолжая лоббировать в Европе то, что Альбрехт называет «честной конкуренцией» в магазинах приложений и на устройствах, принадлежащих Apple, Amazon и Google.

Deezer уже объединились со Spotify, SoundCloud, 7digital, Qobuz и Soundcharts, чтобы создать ассоциацию под названием Digital Music Europe, которая должна представить свои аргументы по законопроектам в Брюсселе: «Мы надеемся, что встретимся с комиссаром вновь в январе»,- говорит Альбрехт. Компания планирует заработать на том, что она воспринимает как готовность европейских политиков противостоять любому господству крупных технологических компаний из США.

В октябре 2015 года Deezer отменили планы по проведению первичного публичного размещения. Что чувствует Альбрехт, читая заголовки новостей о последних взлетах и ​​падениях — в последнее время в основном о падениях — цен на акции Spotify после прямого публичного листинга в прошлом году?

«Послушайте, я считаю, что это было очень успешное IPO. Я думаю, скачки цены акций — очень краткосрочный период. У них отличная модель, у них очень хороший менеджмент, и они работают на огромном рынке»,- сказал он. «Инвесторы видят огромную ценность в сервисах стриминга».

Альбрехт заинтригован тенденциями на этом рынке: например, возможностями стриминговых сервисов теснее сотрудничать с артистами, а также напряженностью (для лейблов) в отношении прямого лицензирования некоторых исполнителей Spotify и их инструментом для прямой загрузки.

«Это только начало. Кто займет наилучшую позицию? В этом сейчас вся суть. Мэйджор лейблы станут победителями или платформы станут больше? Это захватывающие времена. Но одна вещь не изменится: контактом с конечным потребителем останутся сервисы стриминга. И это ценность [стриминговых сервисов], которую видят инвесторы»,- заявил он.

Deezer не спешат заключать аналогичные прямые сделки с артистами, но вместо этого предпочитают сосредоточиться на своей инициативе Deezer Next по продвижению новых артистов.

«У нас, по сути, нет желания быть лейблом или заниматься таким бизнесом. Мы хотим дружить с лейблами и работать с ними»,- сказал он. «В этом смысле мы являемся естественным партнером для лейблов».

ИСТОЧНИК: Musically

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar