Spotify сейчас располагает одной из самых крупных баз данных в музыкальной индустрии. Это означает, что сервис может раньше всех предсказать успех того или иного нового артиста.
Если вы считаете Spotify экономическим пузырем, то вы правы. Но это изменится, если компания перестанет зависеть от сторонних правообладателей.
Акции Spotify не растут — финансовые показатели компании не внушают уверенности брокерам. Еще рано: на Уолл-стрит ждут, когда сервис поменяет целиком свою экономическую формулу — как это происходит сейчас в Netflix.
Когда-то Netflix был в таком же положении — сегодня все иначе. Две недели назад цены на акции Netflix обогнали Disney и Comcast. Netflix неожиданно стал крупнейшим производителем контента в мире, с аудиторией в 125 миллионов платных пользователей.
Spotify — и инвесторы компании — разумно избрали очень похожий курс. И накопленные миллиарды прослушиваний скоро должны обрести куда менее эфемерную ценность.
Чтобы начать зарабатывать, Spotify не нужно становиться рекорд-лейблом. Им следует меньше тратить на покупку музыки популярных исполнителей или отказаться от наименее выгодных сделок. Именно поэтому стриминговая компания-гигант ведет все больше переговоров с набирающими обороты независимыми исполнителями и предлагает им условия, от которых сложно отказаться.
Как они находят и выбирают перспективных артистов? В первую очередь, благодаря собственной базе данных, которая позволяет отслеживать тренды и предугадывать, какие артисты «выстрелят». Конечно, эти инсайты не дают 100% точных прогнозов. Но это как с автомобилем: пусть он не летает и не плавает, но все равно лучше велосипеда.
Spotify можно назвать мейджор-лейблом нового поколения, но не мейджор-лейблом в традиционном смысле. Компания не подписывает артистов, не охотится за исключительными правами (чтобы эксплуатировать контент десятилетиями), не навязывает кабальные контракты. Тем не менее, они умело подбирают новый контент и извлекают из него максимальную пользу.
Spotify способен в одночасье сделать из исполнителя суперзвезду. Меткое размещение в плейлисте может принести композиции десятки миллионов прослушиваний. В чартах Spotify превалируют, в основном, артисты с мейджор-лейблов — но кто сказал, что Spotify не сможет взрастить собственных лидеров хит-парадов?
Это станет не только ударом по мейджорам, но и айсбергом на пути инди-лейблов. Ведь независимые лейблы десятилетиями считались голосом андеграунда — или, как выражаются рэперы, «голосом улиц». Но сегодня практически все инди-исполнители переместились из подполья в интернет, а серверы Spotify стали неотъемлемым элементом виртуального ландшафта.
Что означает для инди-лейблов угрозу их главному конкурентному преимуществу.
Конечно, базы данных SoundCloud, YouTube, Apple Music и Shazam — тоже стратегически важные источники информации. Но данные, которые собирает Spotify, сегодня важнее всех прочих для музыкальной индустрии.
И это очень тревожит Universal Music Group, Warner Music Group и Sony Entertainment. То и дело поступают сведения о готовящейся контратаке на Spotify; орудием возмездия призваны стать лицензионные условия. «Большая тройка» временно ослабила хватку, позволив Spotify передышку, во время которой сервис предоставил улучшенные показатели балансового отчета экспертам с Уолл-стрит. Теперь, когда эта волокита позади, Spotify нужно перегруппироваться и быть наготове перед вторым раундом обсуждения лицензионных условий.
Тем временем синдикат инди-лейблов A2IM потребовал, чтобы Spotify обнародовали свою базу данных. Но с какой стати Spotify должны на это согласиться?
Глава инди-синдиката Ричард Берджес объясняет эту позицию так:
«Проблема в том, что Spotify орудуют не доступной нам информацией. Они получают важнейшие данные раньше лейблов, поэтому делают ставки не благодаря чутью и опыту, как все прочие в нашем бизнесе, а опираясь на математические точные расчеты. Но мы считаем, что у нас столько же прав на эти данные. Иначе это игра не по правилам. В данное время мы совещаемся с другими крупными игроками рынка и решаем, что делать с этой проблемой».
Это заявление прекрасно иллюстрирует сложившуюся ситуацию, в которой гиганты стриминга наращивают влияние. Им противостоят такие компании, как Merlin Network, представляющая на рынке и отстаивающая интересы независимых исполнителей. Они имеют возможность диктовать свои условия и торговаться, а если разумный компромисс не достигается — изъять из каталога Spotify немало отличной музыки. По сути, главная и единственная миссия Merlin — быть рычагом воздействия со стороны инди-артистов.
Может ли этот рычаг потерять силу? Не исключено — особенно если Spotify начнет отбирать перспективных молодых исполнителей и продвигать их самостоятельно. И их база данных позволит им сорвать лучшие плоды гораздо раньше, чем до них дотянутся конкуренты.
Netflix выпускает сотни популярных сериалов. Похоже, Spotify собираются стать Netflix в сфере музыки.
Что ж, возможно, для всеобщего блага Spotify следовало поделиться ценными данными. Но это слишком идеалистический взгляд. В реальности музыкальная индустрия подчиняется людоедским законам капитализма, по которым принято рьяно оберегать свои конкурентные преимущества и безжалостно использовать их против соперников. В борьбе за музыкальный рынок компании выкатывают тяжелые танки — мощный маркетинг и сильные бизнес-стратегии; побеждают те, у кого толще броня.
База данных Spotify — сильнейшее на сегодняшний день противотанковое оружие.
ИСТОЧНИК: Digital Music News