Как и ожидалось, представители музыкальной индустрии с энтузиазмом отнеслись к рассмотрению комитетом жюри европарламента тринадцатой статьи проекта европейской директивы об авторском праве, которая реформирует зону безопасности копирайтов и увеличит ответственность платформ с загружаемым пользователями контентом, таких как например YouTube.
С момента публикации директивы о реформации положений авторского права в сентябре 2016 года в нее было предложено внести огромное количество поправок. Статья тринадцатая стала наиболее спорной среди всех прочих пунктов директивы, и в преддверии ключевого голосования в Брюсселе технологическое лобби проводило против него ожесточенную кампанию.
Комитет жюри одобрил последнюю версию директивы, составленную Акселем Воссом, немецким евродепутатом, который отвечает в парламенте за проведение реформ в области авторского права. Также была принята тринадцатая статья в ее нынешнем виде — это решение поддержали как музыкальные индустрия, так и более широкие слои копирайт-отраслей.
До вступления директивы в силу предстоит провести голосования и еще больше переговоров и внесения правок, но лоббисты от музыкальной индустрии (которые в течении уже многих лет пытались добиться реформы зоны безопасности) увидели в одобрении комитетом жюри европарламента добрый знак.
Представители музыкальной индустрии, разумеется, пытались доказать, что определенные платформы — особенно YouTube — эксплуатируют безопасную зону, предназначенную для провайдеров интернет услуг и компаний по хостингу серверов, а не площадок с загружаемым пользователями контентом, что фактически превращает их в сеть телевещания и музыкальный сервис.
Существование зоны безопасности означает невозможность привлечь к финансовой ответственности площадки за нарушение авторских прав за загруженный пользователями контент, если у правообладателей будет возможность удалять его.
По мнению музыкальной отрасли, получив такие гарантии безопасности YouTube смог принуждать рекорд-лейблы, музыкальных издателей и общества по сбору отчислений к принятию гораздо худших условий сделок и понижению гонораров. «Эти сделки несправедливо искажают рынок цифровой музыки, создавая т.н. «ценностный разрыв».
Критики законопроекта, однако, заявляют о нежелательных последствиях тринадцатой статьи, таких как препятствие нововведениям, свободе слова и работе в социальных сетях, которые в итоге «разрушат интернет». Но GESAC (которая представляет собой крупнейшее в Европе агентство по сбору авторских отчислений за песни), одобряя голосование, настояли на том, что «данный текст обеспечит юридические и потребительские гарантии, чтобы пользователи могли продолжать размещать контент, получать к нему доступ и делиться всем, что они используют на этих платформах».
Президент организации Андерс Лассен добавил:
«Более 31000 авторов подписались под петицией, призывающей евросоюз разобраться с этим изменением цен. Свобода самовыражения у композиторов в ДНК, а отчет обещает охранять как свободу самовыражения, так и независимость авторов».
Учитывая противоречивый характер некоторых элементов директивы об авторском праве, включая тринадцатую статью, евродепутаты настаивают на голосовании по одобренному жюри документу всего европарламента, прежде чем пропустить законопроект на следующий этап, в котором парламент сопоставит пожелания европейской комиссии и совета ЕС для полного и безоговорочного принятия финальной версии правок.
С таким посылом Гади Орон — босс CISAC, глобального объединения обществ по сбору отчислений, призвал евродепутатов поддержать нынешний проект директивы по существу. Он заявил:
«Мы солидарны с результатами сегодняшнего голосования комитета жюри европейского парламента по директиве об авторских правах, которая принесет в творческое коммьюнити на цифровом рынке».
Склоняя депутатов парламента на сторону комитета жюри, он размышлял так:
«Это важный шаг не только для европейски авторов, но также и для всего мира. Мы призываем европейский парламент поддержать предложение жюри на пленарном заседании и подать пример правительствам на международном уровне, построив более справедливый интернет для деятелей искусства».
Высказывавшиеся со стороны инди сообщества IMPALA придерживались схожего мнения. Их босс Хелен Смит сказала:
«Это сильный и однозначный сигнал со стороны европейского парламента. Он декларирует то, что в музыкальном секторе говорили годами: если вы занимаетесь музыкальным издательским бизнесом или иных произведений искусства, вам нужна лицензия, ясно и четко. Цифровому рынку пришло время догнать прогресс».
Отметив недавний шквал негатива в сторону тринадцатой статьи и «разрушения интернета» из технологического лобби, она заявила:
«Сегодняшнее голосование — это мощное опровержение всех вводящих в заблуждение и запугивающих заявлений, которые делают организации, тайно финансируемые технологическими гигантами, которые пытаются сохранить статус-кво. Парламентарии смогли сохранить хладнокровие».
Как уже упоминалось, директиву еще не приняли окончательно, и предстоит еще много споров и голосований. После потребуется реализация директивы на национальном уровне государствами — членами ЕС, чтобы эффект новых правил (как и новые ответственности для платформ) можно было проверить в суде. И кто знает, куда это приведет рынок цифровой музыки. Но тем не менее, кампания по «ценностному разрыву» продолжается.
ИСТОЧНИК: Complete Music Update