Как музыканты играют друг с другом, оставаясь в собственных спальнях: мы продолжаем обзор интересных и полезных софтверных решений, которые помогают музыкантам в удаленной работе.
Как Звуки уже рассказывали, основная проблема, с которой сталкиваются музыканты, играющие в больших составах, заключается в том, что карантин затруднил или сделал невозможным совместное музицирование. По крайней мере, «физическое».
Даже если у вас и вашего визави есть широкополосные соединения, синхронизироваться друг с другом через Skype, Zoom или какой-то другой софт для видеосвязи будет очень сложно. Потому что аудиосигнал — пусть и сильно сжатый — это всё равно большой объём данных. Проконтролировать маршрут, по которым эти данные пойдут, невозможно — сигнал между двумя прилежащими районами Москвы в теории может идти через пол-света, в зависимости от текущего состояния каналов связи, которое тоже может меняться на ходу. В итоге задержка, скорее всего, будет превышать минимально терпимые 20-30 миллисекунд, и при этом постоянно «плавать», исключая возможность приноровиться.
Мы подобрали несколько программ и сервисов, которые решают проблему с нестабильной задержкой, возвращая музыкантам возможность собираться и джемовать, даже физически находясь через пол-мира друг от друга. Способы решения сильно разнятся: некоторые накладывают весьма серьёзные ограничения для музыкантов. Но это всё равно намного лучше, чем ничего.
NINJAM — разработка фирмы Cockos, одного из главных «диверсантов» в сфере музыкального софта.
За Cockos стоит не кто иной как Джастин Фрэнкел (Justin Frankel) — основатель фирмы Nullsoft, создатель легендарного плеера WinAMP, стримингового сервиса SHOUTcast, а также пиринговых сетей Gnutella и WASTE. В 2004 году Фрэнкел ушёл из Nullsoft (к тому времени уже подразделения AOL), и занялся разработкой кроссплатформенного пакета Reaper. Это проприетарная DAW, которая поддерживает все основные форматы плагинов (VST, VST3, DX, ReWire, AU, JS), и при этом стоит очень небольших денег, если сравнивать её, например, с Cubase или Reason.
NINJAM — разработка тех же Cockos, предназначенная целиком для совместного онлайнового музицирования. Через клиентскую программу любой музыкант может подключиться к серверам NINJAM (их список выводится в меню клиента). Ограничений на источники звука нет — можно использовать что угодно, будь то виртуальные синтезаторы и драм-машины или физические инструменты.
В чём фокус? — NINJAM просто растягивает задержку для всех, выравнивая подачу сигналов по сетке метронома. В описании говорится:
«Задержка в NINJAM высчитывается в долях такта, и именно в этом вся занимательность. Клиентская программа NINJAM записывает и стримит синхронизированные интервалы музыки между участниками. Как только заканчивается запись одного интервала (имеется в виду интервал задержки, а не интервал между нотами, естественно, — ред.), он начинает воспроизводиться клиентскими программами других участников. Так что когда вы отыгрываете интервал, вы играете под предыдущий интервал всех остальных; в то время как остальные играют под ваш предыдущий интервал. Это звучит странно — и не только звучит, по правде, — но, как только к этому привыкаешь, всё начинает выглядеть довольно-таки естественно. Во многих смыслах здесь ошибки воспринимаются не так остро, как при реальном джеме…».
NINJAM можно запускать как отдельную программу, можно — как плагин в Reaper.
Существует ещё одна разработка, которая также использует технологии NINJAM — JamTaba 2. Главное, пожалуй, отличие — более приятный глазу графический интерфейс и возможность более широких, чем в «голом» NINJAM, персональных настроек. JamTaba 2 также работает как отдельная программа и как VST-клиент. К сожалению, во втором случае могут возникнуть проблемы с подключением: автору этого обзора удалось подключиться через standalone-версию, но из-под Reaper сигнал не шёл, несмотря на все пляски с бубном вокруг настроек файерволла.
Сигнал в NINJAM сжимается в OGG Vorbis, уровень сжатия очевидным образом зависит от качества связи. Есть общедоступные серверы, но можно создавать и приватные — только для своих. Для групп, лишившихся возможности собираться физически, это вполне приемлемый способ совместно играть что-то циклично-абстрактное. Но и не более того: исполнение полноценных композиций в сервисах, подобных NINJAM, невозможно.
Jammr, судя по описанию, предлагает аналогичное NINJAM решение: все слышат друг друга с задержкой, выравненной по метроному. Сервис работает «практически с любым интернет-соединением», никаких специальных средств не нужно — только компьютер с подключением к Сети, и аудиоинтерфейс. Можно транслировать звук и с физических инструментов, и с микрофона, и с программных синтезаторов (VST).
У Jammr существует «премиум-версия» за 10 долларов в месяц, отличающаяся лишь возможностью скачивания и записи чужих джемов. В целом — это скорее пожертвование на дальнейшую разработку.
Сервис Endlesss также работает по принципу унифицированной задержки для всех участников джема. Правда, на данный момент это приложение только для iOS. Что означает необходимость в некоторых дополнительных средствах подключения аналоговых источников звука.
Приложение содержит свой довольно богатый ассортимент звуков, так что смартфон сам становится музыкальным инструментом. На практике это выглядит так:
Создатели программы (Sonic Lab) с начала июня будут собирать через Kickstarter деньги на выпуск расширенной версии пакета под персональные компьютеры.
Есть, впрочем, и сервисы, которые претендуют на то, чтобы обеспечивать музыкантов возможностью полноценной совместной игры и репетиций в онлайне.
Jamulus — открытый и бесплатный сервис, также предназначенный для совместного музицирования, причём без заметной задержки. Судя по описанию, проблема с задержкой решается двумя способами.
Во-первых, для каждой сессии или онлайновой репетиции запускается свой отдельный сервер, который располагается как можно ближе ко всем участникам. Обычно это означает, что сервер создаётся кем-то из музыкантов. Кроме того, сигнал прогоняется через буфер колебаний задержки, обеспечивая равномерность поступления аудиосигнала. От каждого участника потребуется выставить значение буфферизации на своих аудиоинтерфейсах до минимальных значений. Скорость интернет-соединения в обе стороны должна быть не ниже 200 кбит/c.
При должной скорости Jamulus как раз-таки позволяет репетировать онлайн.
JamKazam — ещё одна платформа для совместной игры через интернет в режиме реального времени, без заметной задержки. Есть возможность также онлайновой трансляции — бесплатной для небольшой аудитории и платной, если речь идёт о большом количестве потенциальных слушателей.
Что именно происходит «под капотом», в описании сервиса не говорится, но довольно высокая скорость соединения — это с гарантией обязательное условие. В остальном — достаточно компьютера, аудиоинтерфейса и инструмента.
JamLink отличается от всех остальных тем, что требует приобретения специального аппаратного устройства. Оно представляет собой аудиоинтерфейс с очень низкой собственной задержкой и возможностью подключать его к интернету напрямую, не используя компьютер.
Устройство стоит 199 долларов; в идеале музыканты — пользователи этого гаджета — должны располагаться друг от друга на расстоянии не более 500 миль. Иначе задержка сигнала в Сети станет нестерпимо высокой.
Браузеры нервно реагируют на сайт разработчиков Jamlink — мол, подключение не защищено. Возможно, его создатели не удосужились перевести его на https, а быть может, проект и вовсе закрылся.
Карантинные меры мало-помалу снимаются в разных частях света. Пока, правда, нет никаких гарантий, что не случится «второй волны» коронавируса или каких-то иных злоключений, которые опять отправят нас всех на «самоизоляцию» — с интернетом в качестве единственного окна в мир. Даже если этого не случится, интерес к сервисам для онлайн-джема будет сушественно выше, чем до пандемии. А это обеспечит рост и количества подобных сервисов, и их качество. Однако чудес не бывает, и до повсеместного распространения сверхбыстрых сетевых соединений возможности проводить реальные онлайн-репетиции останутся ограниченными.
ИСТОЧНИК: Zvuki