Президент Трамп подписал Закон о модернизации музыки

Дональд Трамп подписал долгожданный Закон о модернизации музыки (Music Modernization Act или MMA); при этом событии присутствовала небольшая группа представителей музыкальной индустрии, а также артистов, известных своей лояльностью президенту, таких как как Кид Рок и Джон Рич.

Инициатива, стартовавшая несколько лет назад, в прошлом году оформилась в законопроект — правда, его создателям пришлось пойти на существенные компромиссы. Проект предлагает совершенно новый свод правил для индустрии музыкальных изданий — и надежду на то, что отныне доходы авторов и издателей станут выше.

«Закон о модернизации музыки призван закрыть бреши в правилах расчета авторских отчислений на цифровых платформах и сделать вознаграждение авторов, исполнителей и продюсеров более честным» — заявил Трамп перед подписанием документа. «Я много читал об этой инициативе в последние годы, но не думал, что потребуется моё вмешательство. Но с этими людьми действительно обходились очень несправедливо. И больше такого не будет».

Присутствовали симпатизирующие Трампу артисты — Кид Рок, вокалист Beach Boys Майк Лов, звезды кантри Крейг Морган и Джон Рич. Также на церемонию явились музыканты христианской рок-группы MercyMe и гитарист Doobie Brothers Джефф Бакстер, который сменил музыкальную карьеру на должность эксперта по противоракетной обороне. Также в Белом доме ждали Канье Уэста, но тот куда-то запропастился.

Легенда соул-музыки Сэм Мур (из дуэта Sam & Dave) отметил, как долго откладывали рассмотрение законопроекта: «С мистером Бушем нам это не удалось. В правление Обамы тоже. Но с этим человеком у нас все получилось».

«Законопроект наконец-то стал действующим законом» — высказался Дэвид Израэлайт, президент и гендиректор Национальной ассоциации издателей музыки (National Music Publishers Assn), — «Авторы слишком долго работали, не получая справедливых гонораров, и впервые в истории музыкальной индустрии её лучшие умы объединились со специалистами индустрии современных технологий, чтобы исправить систематические недочеты. И, в то же время, когда мы приступили к кардинальной перестройке системы в рамках нового закона, особенно приятно видеть мощную, осознанную поддержку со стороны авторов. Сегодняшний день определит их будущее, и этот проект докажет, что мы способны на многое, если будем работать сообща».

Важно отметить один из аспектов нового законодательства, касающийся, в основном, классических музыкальных произведений — теперь авторы записей, сделанных до 1972 года, получат справедливые отчисления. Кроме того, организация SoundExchange обеспечит автоматические выплаты продюсерам и звукооператорам согласно заключенным прежде контрактам с исполнителями.

«Закон о модернизации музыки отныне вступает в действие, и это на руку тысячам авторов и исполнителей» — высказался президент Американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA Митч Глейзер, — «Результатом станут честные условия и правила состязания на музыкальном рынке. Вступление данного закона в силу обозначает то, что авторы музыки и цифровые сервисы смогут сотрудничать взаимовыгодно в полной мере. Это великий день для музыки. Мы надеемся, что меломаны присоединятся к торжеству и отметят этот великий день, включив любимую музыку погромче!»

Президент и гендиректор Академии звукозаписи Нил Портноу не менее оптимистически приветствовал подписание: «Мы чествуем не только торжество гармонии и единства, но и труд тысяч исполнителей, авторов и профессионалов отрасли звукозаписи. Отныне этот труд получит достойное вознаграждение со стороны спутниковых и цифровых сервисов. Мы выражаем благодарность Конгрессу за решение внедрить правила, отвечающие требованиям 21-го века».

Но теперь, когда закон подписан, начнется действительно плотная работа, особенно учитывая претензии музыкальных издателей. Ведь помимо перемен в алгоритме перераспределения роялти, назначаемых Советом по авторским отчислениям, а также привычного согласования с рейтингам ASCAP и BMI, новый закон предполагает запуск автоматического лицензирования и работы целого отдела, контролирующего и администрирующего начисление выплат авторам и издателям.

«Подписание Закона о модернизации музыки президентом — это кульминация гаргантюанских масштабов стычки между музыкальной индустрией и информационно-технологическими компаниями, приведшая к их альянсу» — отметил в своем заявлении руководитель Американской ассоциации независимой музыки (A2IM) Ричард Берджесс, — «В нашу цифровую эру люди пользуются невозможными доселе возможностями доступа к прослушиванию музыки. Подписание этого закона — это шаг к лучшей жизни для тех, кто создает музыку, и тех, кто их поддерживает. И это историческое свершение заслуживает овации стоя».

Тем не менее, отдельные источники предупреждают: после подписания начнется серьезное оспаривание пунктов закона.

Более того, задачей нового контролирующего органа станет создание всеобъемлющей публичной базы данных, которая призвана корректно каталогизировать музыкальные записи, и это пока толком ни разу не удавалось.

И нельзя не отметить: в ближайшее после принятия закона время те компании, которые, по идее, должны остаться за бортом — Music Reports Inc., Harry Fox Agency, Audiam и прочие — скорее всего, ожидает всплеск активности, так как музыкальные издатели станут проверять, насколько тщательно выполнены в их отношении новые правила.

«Сегодня президент Трамп ввёл в силу законопроект, который наконец скорректирует концепцию авторских прав в цифровую эпоху» — написал в официальном заявлении Джон Джозефсон, председатель совета директоров SESAC (Европейского общества по защите авторских прав) и владелец Harry Fox Agency, — «Мы чествуем овацией тех, кто приложил усердный труд ради нового закона, особенно сенаторов, позаботившихся о том, чтобы законопроект был одобрен Белым домом. Мы благодарны сообществу авторов и издателей, которые вдохновляют индустрию на поколения вперед».

«Сегодняшнее подписание MMA — исторический шаг» — отметил Майкл Хуппе, руководитель SoundExchange, — «Но, что более важно — мы четко обозначили значение новых правил. Для тех, кто записал музыку до 1974 года, новый закон означает более справедливую оплату труда. Для авторов, издателей и продюсеров он означает — теперь цифровая индустрия работает на них. Нельзя не отметить вклад 170-тысячной аудитоии SoundExchange в то, что Конгресс передал законопроект в Белый дом. Когда музыкальная индустрия объединяется в один голос, Конгресс его слушает».

Важная составляющая законопроекта: отныне регулирование тарифов на рынке зависит от выбора рынка и грамотного баланса стоимости/цены продукта. Еще один аспект: упраздняются две сильно смущавшие авторов и издателей опции — прежние договоренности, мешавшие корректно распределять отчисления, а также невозможность разобраться в прежних отчислениях. По идее, теперь тарифы назначаются с нуля, в зависимости от договоренностей с издателями.

«Как однажды сказал один юный поэт-песенник — вложи в свое дело хотя бы немножко любви, и это обязательно вознаградится. Вас будут помнить по словам и делам» — сказал в своем обращении председатель и руководитель ASCAP Пол Уильямс, — «Спустя десятки лет это стало абсолютной правдой. Уверен, что авторы песен всей нашей страны запомнят этот день и всех, кто боролся за принятие Закона — в том числе и в Конгрессе. Ну а со стороны музыкального сообщества я хочу выразить благодарность и обещаю, что наша музыка вдохновит еще не одно поколение».

Оптимистическому тону Уильямса вторил заслуженный автор песен Росс Голан: «История музыкальной индустрии создана на костях исполнителей и авторов. Поэтому неудивительно, что сегодня исполнители и авторы призывают индустрию задуматься о будущем. Мы больше не будем этаким коллективным рабом-исполином. Мы пришли, и нас много. Раньше говорили, что сонграйтеры не более организованы, чем стая бездомных кошек. Но нам удалось объединиться в львиный прайд».

В то же время отдельные представители индустрии жалуются, что принятие MMA повредит их бизнесу, активисты SONA (организации североамериканских авторов) и Национальной ассоциации авторов напрямую вызывают их на дискуссию, «бомбя» соцсети соответствующей пропагандой. Тем не менее, именно воля Конгресса наконец-то столкнула противоборствующих в схватке в правовом поле — и привела их к нужному компромиссу.

Нововведение на руку (финансово) не только авторам, но и стриминговым сервисам — «обнуление» прежних лицензионых сделок страхует их от претензий по нарушению авторских прав, если они соблюдают новые правила.

К примеру, Spotify активно поддерживают новый закон и ругают прежний — «Одна из наших главных задач — дать возможность миллионам артистов зарабатывать именно на том, что они любят и умеют лучше всего — создавать и исполнять музыку». В официальном заявлении главный юрисконсульт Spotify Горасио Гутиеррез говорит: «Новый закон — огромный шаг в сторону от устаревшей системы лицензирования и в направлении гармонии с условиями цифрового мира, в котором мы уже живем. MMA вознаградит по заслугам музыкальное сообщество, а также сделает более прозрачной схему лицензирования и отчислений артистам».

Неспособность музыкальных сервисов, и, в некоторых случаях, администраторов оных грамотно отчислять авторские, обернулась рядом очень крупных судебных исков из-за невыплаченных отчислений. Большинство этих конфликтов уже улажено, но, к примеру, Spotify все еще продолжают судиться с музыкальными издателями Wixen из-за иска а $1,6 млн, выставленного в конце прошлого года..

Но MMA обеспечит страховку от подобных случаев — если цифровые сервисы станут соблюдать установленные правила, вступающие в силу с начала следующего года. Что означает — Wixen придется поторопиться со своим, прямо скажем, преувеличенным иском. Впрочем, эксперты индустрии не исключают, что дело Wixen станет прецедентом для подобных тяжб в будущем.

«Благодаря неослабевающему давлению со стороны наших клиентов, боссы индустрии и главные лица Конгресса наконец создали авторам песен относительно безбедное будущее», — это из заявления руководителя ASCAP Элизабет Мэттьюс, — «Наше единогласное послание Сенату и Белому дому служит доказательством тому, что музыка — это великая объединяющая сила. Наша организация гордится тем, что всегда стояла на стороне авторов, издателей и многих прочих, тех, чью мечту мы сейчас воплощаем в жизнь».

К этому остается добавить слова президента BMI Майка О’Нила: «Это поистине исторический момент для музыкальной индустрии, особенно для американских авторов и композиторов, которые уж точно ощутят прок от нововведений. Этот процесс стоил уймы сил и борьбы, и доказал, что заинтересованные деятели индустрии способны объединиться ради будущего музыки. Мы по-хорошему потрясены результатом, и это заслуга как музыкантов, так и цифровых платформ. BMI продолжит сражаться за права авторов музыки в цифровую эпоху, но мы хотим искренне поблагодарить Конгресс и президента за внедрение самой значимой реформы музыкального лицензирования за последние несколько десятков лет».

Эту мысль поддержали в своем официальном заявлении и топ-менеджеры SONA Мишель Льюис и Кей Хэнли: «Наше сообщество сонграйтеров хотело бы поблагодарить Конгресс и коллег по отрасли за осуществление плана, в который не очень-то верили. Компромисс и консенсус — вот что олицетворяет законопроект MMA. В тот момент, как президент Трамп подписывает этот закон, вершится будущее музыки и людей, что ее создают».

На самом деле, одной только подписи президента и не хватало. Незначительная часть представителей индустрии опасалась, что Трамп, известный самодурством, в последний момент решит не потакать музыкантам, в большинстве своем выразившим президенту недвусмысленное «фи» во время выборов. На выборах вообще в США жарко, и уж очень многих музыкантов серьезно задел факт использования их произведений в рамках республиканской агитации.

Некоторые возражают: мол, даже если бы Трамп отклонил законопроект, он бы прошел в Конгрессе, благодаря большинству голосов и вопреки знаменитому упрямству главного.

Но Трамп в конце концов подписал закон, и, как отмечает в своем заявлении главный юрисконсульт SONA Дина Лапольт — «Объединяющая сила музыки смогла примирить конфликтующие стороны и единодушно принять новый закон. Подпись президента позволяет дать уверенность в будущем сегодняшним и грядущим поколениям. Мне не хватает слов, чтобы выразить гордость за SOMA и всех авторов, которые помогли перейти эту важную черту! И вот теперь начинается настоящая работа».

Истинно так. Теперь понаблюдаем за работой ответственного коллектива.

ИСТОЧНИК: Billboard

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar