YouTube Music Premium, новый платный видеосервис Google, стартовал в 17 странах — первые пять из них были названы в мае.
Великобритания, Германия, Франция, Испания, Италия, Россия, Канада, Норвегия, Ирландия, Финляндия, Австрия и Швеция теперь могут пользоваться сервисом вместе в США, Австралией, Новой Зеландией, Мексикой и Южной Кореей. Пользователям предлагают опробовать бесплатную демо-версию (она дается на три месяца), а потом выбрать план подписки — индивидуальный за $9.99 в месяц или семейный, на $5 дороже. Сервис работает и на бесплатной основе, но с рекламой — доступны мобильная и веб-версия.
Накануне запуска в разговоре о перспективах нового сервиса с Ти Джей Фаулером, главным управляющим музыкальных проектов YouTube обсуждалось, какой эффект компания надеется оказать на индустрию, а также были затронуты наболевшие темы «зоны безопасности» и «ценностного разрыва». Фаулер много рассказал и про YouTube Music в целом, и про то, какие дизайнерские и функциональные решения разработали для нового сервиса.
Отметим важное: Premium сфокусирован на аудио больше, чем на видео.
«Мы сделали ставку на аудио, потому что люди хотят платить, по $10 в месяц или в каком-то местном эквиваленте, за оптимальный ежедневный саундтрек — едут они на работу, занимаются утренней пробежкой или прочим.» — говорит Фаулер, — «Стать лидерами в сфере аудио — наша ключевая цель».
Но разве крупнейший видеокаталог YouTube — от официальных клипов до любительских записей и кавер-версий — сам по себе не составляет мощную конкуренцию известным стриминговым сервисам?
Это бесспорно, но Фаулер подмечает подводные камни такой стратегии в плане привлечения подписчиков.
«Пытаемся изменить сложившиеся стереотипы о том, как работает YouTube. Мы трудились над созданием аудио-каталога, несмотря на то, что все привыкли к видео-контенту. Теперь нам нужно дать пользователю понять, что он получает доступ к гигантскому аудио-каталогу за $10 в месяц. Это сложная задача, ведь YouTube привыкли ассоциировать исключительно с видео».
Здесь важно понять: YouTube Music не отдает предпочтение видео или аудио — сервис адаптируется к предпочтениям каждого отдельного пользователя.
Это стало понятно, когда Фаулер открыл в главном экране приложения YouTube Music список рекомендаций, прокручиваемых по горизонтали (привычный для стриминговых сервисов элемент интерфейса).
«Мы делаем наш продукт адаптивным. К примеру, если мы продвигаем новый видеоролик, то следим за тем, как пользователи на него реагируют, и если кто-то проявил к ролику интерес, то алгоритм программы начинает подбирать для него что-то похожее. Вот я, к примеру, люблю слушать музыку альбомами — и мне рекомендуют альбомы. А если бы я предпочитал слушать интернет-радио — то в рекомендациях были бы интернет-радиостанции. Есть пользователи, которые не смотрят видео — для них программа автоматически снижает приоритет видеоконтента в рекомендациях».
Фаулер хочет донести ключевой момент: главная «фишка» Premium — не доступ к премиальному видео-контенту, а вот эта передовая система рекомендаций на основе технологий Google.
«Если вкратце, то мы задействуем определенные технологии, которые распознают активность пользователя — какую он музыку слушает в той или иной ситуации — чтобы подбирать для него подходящий контент в нужный момент».
Пример: по выходным в топ рекомендаций YouTube Music будут попадать свежие музыкальные релизы, отобранные на основе предпочтений пользователя — и обновляться еженедельно.
Раздел «Прослушать снова» теперь адаптируется к обстановке. Фаулер объясняет, как, в зависимости от времени дня и других условий, сервис учитывает, какую музыку пользователь предпочитает слушать дома, а какую в дороге.
«По пятницам я провожу время с детьми, поэтому мне будут рекомендованы видео соответствующего содержания. Приложение знает, что по утрам я слушаю бодрую музыку, а перед сном спокойную — это все отражается на рекомендациях».
Еще одно нововведение — функция Your Mixtape. Это плейлисты, собранные из треков, которым вы поставили лайк, с добавлением рекомендаций — новинок или композиций ваших любимых артистов, которые вы могли не слышать. Акцент здесь ставится на уже знакомом материале.
Фаулер особенно хвалит функцию Smart Shuffle, которую используют для большинства плейлистов, составленных редакцией сервиса. Он открывает плейлист под названием Chilled Beats и демонстрирует, как эта функция работает:
«Предположим, мы оба решили открыть этот плейлист. Список треков у нас обоих будет совершенно одинаковый, а порядок воспроизведения у каждого свой. Дело в том, что такая персонализация действительно улучшает процесс прослушивания. Если начать с чего-то уже знакомого, то будет меньше шансов, что вам захочется выключить плейлист или переключиться на следующий трек».
Таким образом, если два человека слушают один и тот же плейлист, то в режиме Smart Shuffle каждый сперва услышит то, что уже послушал ранее.
С этим принципом «индивидуализированной выдачи» появляются не только новые выгоды для подписчиков, но и новые правила для музыкальных лейблов. Spotify, например, работает так: если трек попадает в популярный плейлист, то лейблы ревностно следят, каким он идет в списке — чем ближе к началу, тем лучше. Smart Shuffle призван стать альтернативой: ближе к началу очереди будут знакомые слушателю треки и исполнители, а незнакомые — наоборот.
Эта функция усложняет аналитику, но в то же время очень удобна слушателю — учитывает его вкус и настроение. Похоже работают смарт-динамики Amazon Echo: если два разных человека попросят голосового помощника «поставить веселый инди-поп 90-х», то подборка будет у каждого разная.
«Но у нас все-таки иначе — во-первых, не думаю, что другой сервис может предложить настолько всеобъемлющий каталог музыки, а во-вторых, мы даем больше возможностей артисту увеличить аудиторию» — утверждает Фаулер, объясняя влияние YouTube на слушателей и музыкальную индустрию.
«Анализируя привычки и предпочтения аудитории, мы почти добились задуманного — сделать работу сервиса простой, как радиоприемник. С новыми технологиями подобрать идеальную музыку для конкретной ситуации станет до смешного просто».
Протестировав эту механику на следующее утро, включив приложение в тренажерном зале: первым делом сервис порекомендовал подборку под названием «Похоже, что вы в тренажерном зале» — с плейлистами для занятий спортом.
Это почти сверхъестественно: зал открылся буквально на днях, и даже еще не отмечен на картах Google — и все-таки приложение точно определяет местонахождение.
О чем-то подобном рассуждал в 2013 году директор Spotify Дэниел Эк, когда нахваливал сервис Google Now — о том, что пользователь будет находить нужную информацию, даже не отправляя запрос. Неудивительно, что именно у Google, лучшей поисковой системы, получилось осуществить такое с личными музыкальными рекомендациями.
В YouTube Music добавлены важные вспомогательные функции. Фаулер демонстрирует раздел Offline Mixtape во вкладке загрузок: пользователи могут загрузить до 100 любимых композиций в плейлист, доступный в режиме оффлайн.
«Мы работаем над тем, чтобы пользователь извлекал максимум пользы из платной подписки», — продолжает он. «В этом направлении двигаемся и дальше: скоро подборки новых релизов, понравившаяся вам интернет-радиостанция или видеоклипы ваших любимых исполнителей смогут работать в обычном режиме и без интернета».
Возвращаясь на главный экран приложения, Фаулер показывает еще одну вспомогательную функцию — More From — и называет ее решением одной из насущных проблем индустрии. Функция помогает подобрать другие клипы, композиции или альбомы определенного исполнителя, которого вы недавно слушали. Фаулер объясняет, как это работает, на личном примере:
«Предположим, вы ни разу не слышали группу Superorganism, но послушали их песню по моему совету. Завтра вы откроете раздел More From и YouTube откроет вам целую вселенную творчества этой группы.
Мы предложим вам плейлист с треками Superorganism, покажем их клип и запись выступления на вечернем телешоу Джулса Холланда. Наша цель в том, чтобы слушатель открывал для себя все больше исполнителей, и все, что нам нужно для этого от пользователя — лишь небольшая подсказка».
ИСТОЧНИК: Music Ally