У Spotify сейчас много забот.
Компания Даниэля Эка объявила, что их аудитория составляет более 200 млн активных пользователей по всему миру.
Благодаря своему лидирующему положению на рынке, название Spotify стало синонимом самого понятия стриминга музыки – так же, как MTV было синонимом музыкальных клипов в 1990-х.
Spotify, однако, нельзя назвать прибыльным предприятием – в первые девять месяцев прошлого года их операционные убытки достигли €291 млн ($348 млн) – и некоторые представители Уолл-Стрит начинают терять терпение.
Spotify знают, что им необходимо расширяться в новые области, чтобы инвесторы сохраняли оптимизм. В принципе, этим компания и занимается.
В последние шесть месяцев 2018 года Spotify начали напрямую лицензировать исполнителей и разрешать независимым артистам загружать треки непосредственно на сервис.
Кроме того, недавние приобретения Spotify фирмы по механическому лицензированию Loudr и миноритарной доли в цифровом агрегаторе DistroKid показывают стремление фирмы создать «двусторонний рынок» – где она может предложить независимым исполнителям возможность полностью построить свою карьеру на платформе.
Однако это будет означать конкуренцию с уже устоявшимися компаниями, предоставляющими услуги лейблам и артистам – и не в последнюю очередь с принадлежащими крупным звукозаписывающим организациям.
Чтобы не отставать от этих фирм, Spotify придется найти полноценное решение для каждого требования современного независимого артиста. А сейчас в некоторых областях у них с этим трудности.
К счастью, Spotify уже показали готовность с радостью тратить десятки миллионов долларов на приобретение музыкальных стартапов.
Вот почему им стоит задуматься над приобретением компаний из списка ниже.
1) Mighty Audio
Mighty Audio производят портативный музыкальный девайс за $85,99 — Mighty Vibe. Во время проведения кампании на Kickstarter в 2016 году было собрано предзкаказов на более чем $800 тыс. Компания из Венис Бич была основана в конце 2015 года и выпустила свой первый музыкальный плеер в июне 2017.
Устройство сохраняет плейлисты Spotify, которые затем можно слушать без подключения к интернету. У него нет экрана и выглядит оно как iPod Shuffle. Кроме физических кнопок для воспроизведения, остановки, перемотки назад и вперед, устройство использует приложение для синхронизации музыки из Spotify в беспроводном режиме через Bluetooth.
Почему Spotify стоит это купить?
Хотя сейчас сервис уже доступен на большинстве умных колонок и, по-видимому, скоро появится и в автомобилях, Spotify еще не вошел на рынок личных девайсов.
Spotify искали в команду старшего менеджера по продуктам для отдела оборудования в Стокгольме еще в 2017 году, заявив о намерении создать «определяющий категорию продукт, похожий на Pebble Watch, Amazon Echo и Snap Spectacles».
С тех пор новостей об «определяющем категорию продукте» не поступало, но первое предложение в этом объявлении о работе – устройство для растущего рынка портативных устройств – может быть лучшим выбором для Spotify.
Согласно отчету аналитической фирмы CCS Insight, к 2019 году стоимость рынка переносных устройств составит $25 млрд.
Mighty Vibe — единственный продукт в своем роде (до сих пор) – носимое устройство, таргетированное на фитнес-сектор, с интеграцией Spotify, которая позволяет слушать музыку в автономном режиме.
Оно также может стать хорошим потенциальным дополнением для нового Premium Fitness бандла Spotify.
2) Amuse
Основанная в 2015 году стокгольмская компания Amuse работает над приложением, предлагающим бесплатную дистрибуцию музыки независимым исполнителям. Компания распространяет контент на всех крупных платформах, включая Spotify, Apple Music и Deezer, и позволяет артистам сохранять 100% своих гонораров.
В чем тут подвох? Amuse использует свой бесплатный сервис дистрибуции в качестве источника A&R данных, подбирая потенциальные возможности подписать на собственный лейбл представителей своего сообщества независимых артистов. Когда музыка исполнителя начинает показывать хорошие (или хотя бы многообещающие) результаты, рекорд-лейбл «Amuse» предлагает им лицензионный контракт на условиях 50/50.
По истечении срока контракта артисты сохраняют авторские права и вольны делать то, что они захотят.
Почему Spotify стоит это купить?
Есть одна личная причина: Amuse были основаны руководителями из Spotify, Universal Music и Warner Music, включая Диего Фариаса, Кристиана Уилсона, Джимми Бродда, Андреаса Алениуса и Гая Пэрри. (В состав совета директоров Amuse входят бывший председатель и генеральный директор Sony Music International Эдгар Бергер и бывший член совета директоров Warner Music Group Йорг Мохаупт).
Если Spotify действительно хотят «сделать Netflix», то Amuse, их опытная команда и программное обеспечение могут с этим помочь.
Возможности Amuse, в том числе аналитические, могут быть интегрированы в Spotify for Artists, плюс бэкэнд-данные, которые стартап использует для подписания артистов, также окажутся у Spotify (как и все уже собранные Amuse данные).
И если авторские права действительно не представляют интереса для Spotify (как заявлял Дэниэл Эк), тогда дистрибуция, A&R-данные и 50% модель лицензирования Amuse могут быть хорошей альтернативой.
Кроме того, после недавнего приобретения Apple Platoon – которые владеют студиями звукозаписи, а также завидной репутацией развития артистов – возможно, для Spotify пришло время реагировать.
3) Songtradr
Songtradr — это платформа лицензирования и дистрибуции музыки, созданная предпринимателем Полом Уилтширом в 2014 году и официально запущенная в 2016 году. Компания представляет более 250 тыс. кураторов, авторов песен и каталогов из более чем 180 стран и лицензирует музыку для рекламодателей, брендов, фильмов, телевидения и других медиа.
Музыкальные руководители, кинематографисты и другие креативщики используют платформу для лицензирования музыки обширного сообщества музыкантов, групп, лейблов и издателей; среди лицензиатов Songtradr можно встретить Netflix, NBC Universal, Microsoft и Disney.
Основанные в Санта-Монике Songtradr собрали $4 млн за первый раунд финансирования в прошлом году, в то время как в 2017 году они подписали сделку с американским радио-гигантом Mood Media, который делегировал Songtradr ответственность за программинг музыкального радио в сети розничных магазинов. Среди прошлых клиентов Mood Media — Mcdonald’s, Ikea, Wendy’s и Body Shop.
Почему Spotify стоит это купить?
Опытная команда управленцев Songtradr в сочетании с ростом бизнеса синхронизации лицензий означает, что это отличная область для инвестиций.
Синхронизация прав остается чрезвычайно важным источником дохода (не говоря уже о платформе для освещения) для молодых артистов, и, по данным IFPI, данная категория выросла на 9,6% во всем мире в 2017 году и принесла за год $333,1 млн исполнителям и их звукозаписывающим компаниям.
Теперь, когда Spotify позволяют артистам загружать треки непосредственно на платформу, например, через Distrokid, такая компания, как Songtradr, может помочь им найти варианты лицензирования синхронизации для этих артистов на телевидении, в фильмах, видеоиграх и в рекламе — добавляя новый жизненно-важный аспект к их текущему предложению услуг.
4) Awesome Merchandise
Базирующаяся в Лидсе Awesome Merchandise — одна из наиболее быстро растущих компаний печати и мерча Великобритании. Она была основана Люком и Шарлоттой Ходсон в 2005 году и с тех пор произвела более 65 млн единиц товаров для 70 тыс. клиентов, в том числе таких, как Amazon, Google и Nike.
В 2017 году наблюдался более чем 50% рост фирмы по сравнению с предыдущим годом с выручкой в £5,5 млн. Перед первым раундом финансирования, который состоялся на Crowdcube в прошлом году, предварительная оценка компании составила £5,6 млн, что означает привлечение более £654 тыс. ($860 тыс.).
На огромной фабрике Awesome Merchandise в Лидсе трудятся более 80 сотрудников. Компания также открывает новую производственную площадку в Остине, штат Техас, и планирует запуск американского веб-сайта в ближайшем будущем.
Почему Spotify стоит это купить?
Потому что в 2016 году глобальный бизнес музыкального мерча, по данным LIMA (Licensing Industry Merchandisers’ Association), стоил $3,1 млрд, и это важный источник дохода для артистов на всех уровнях их карьеры.
Конкуренты Spotify в сфере развития артистов, конечно, заметили, что в прошлом году Warner Music Group потратили $180 млн на покупку немецкой EMP Merchandising, а Bravado от Universal, которые могут похвастаться годовым объемом операций с мерчем на более чем $250 млн, недавно зацепили Epic Rights, которые работают с артистами уровня 21 Savage, Madonna и KISS.
Теперь Spotify позволяют независимым артистам загружать треки прямо на платформу и присылать их непосредственно редакторам плейлистов. Следующим логичным шагом могло бы стать предложение артистам производства и распространения их мерча (естественно, при условии получения Spotify доли от прибыли) – Awesome Merchandise будет идеальной компанией для совместной работы.
Кроме того, у Spotify также есть потенциальная возможность извлечь выгоду из интереса к брендам их плейлистов – это делает собственный мерч соблазнительным возможным вариантом получения выручки от таких плейлистов, как RapCaviar (текущее количество фолловеров: 11,1 млн) и Viva Latino! (текущее количество фолловеров: 9,3 млн).
5) Dice
Есть одна очевидная область, которую мы еще не рассмотрели: живая музыка.
Последние несколько лет Spotify наращивает деятельность в области живой музыки. Можно упомянуть запуск шестидневной концертной хип-хоп серии Rap Caviar Live в июне 2017 года и Hot Country Live прошлым летом.
В ноябре 2017 года Spotify запустили свое первое в истории крупномасштабное живое музыкальное мероприятие в Лондоне, Who We Be, а в прошлом году они наняли двух продюсеров для запуска более урбан- и латино- тематических концертов, выступлений, мероприятий и инсталляций.
Ранее MBW исследовали, что может означать для музыкального бизнеса деятельность Spotify в сфере живых выступлений в более широком смысле. Тогда было отмечено, что для продажи билетов компании необходимо сотрудничать с Eventbrite, AXS, Ticketmaster от Live Nation и им подобных. Dice могут все изменить.
Почему Spotify стоит это купить?
Если Spotify приобретут Dice, они потенциально могут исключить третьи лица из схемы по продаже билетов, что будет выгодно и рентабельно. Более того, Spotify уже использовали свои пользовательские данные для заработка более $40 млн на продажах билетов в 2017 году. При лучшей коммерческой мотивации они смогут добиться даже большего.
Соучредителем этой заслуженной лондонской компании по продаже билетов (Dice) был музыкальный продюсер Фил Хатчеон и цифровая студия ustwo. Компания была образована в 2014 году, в настоящее время она доступна в большинстве городов Великобритании, а в 2017 году она была запущена в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе.
В 2016 году Dice закрыли раунд финансирования серии A, возглавляемый Evolution Equity Partners — тогда им удалось собрать $6 млн. С момента запуска они собрали более $10 млн.
Dice работает только на мобильных устройствах. При посещении концерта вы должны показать QR-код на телефоне, чтобы попасть внутрь. Их бизнес-модель помогает избавиться от спекулянтов и завышенных цен на билеты – компания успешно сотрудничает с крупнейшими артистами в мире, включая Jack White и Taylor Swift.
6) Instrumental
Если Spotify хотят конкурировать с мэйджор лейблами, заключая прямые сделки с самыми актуальными новыми артистами, им необходимо сосредоточить усилия на поиске талантов.
В марте прошлого года Warner Music Group приобрели технологический стартап по скауту A&R Sodatone из Торонто. А в октябре Apple купили аналитическую A&R платформу Asaii.
У Spotify уже присутствует нечто вроде собственного механизма поиска талантов, поскольку они позволяют артистам, лейблам и менеджерам напрямую отправлять неизданные треки для рассмотрения и возможного размещения в плейлистах командой глобальных редакторов сервиса.
Тем не менее, учитывая кто противостоит Spotify, им необходимо улучшить этот аспект и выйти за пределы собственной цифровой экосистемы в поисках талантов. Instrumental могут быть недостающей частью в этой головоломке.
Почему Spotify стоит это купить?
A&R продукт Instrumental называется TalentAI. Он ежедневно мониторит миллиарды строк данных из таких источников, как Spotify, Instagram и YouTube, для того, чтобы делать рекомендации талантов в режиме реального времени. Затем он передает эту информацию специалистам по поиску талантов на лейблы, издателям, промоутерам и маркетологам.
Это позволило бы Spotify лучше отслеживать таланты на ранней стадии еще на собственной платформе, а также следить за исполнителями, набирающими популярность на конкурирующих платформах. Это бы гарантировало Spotify, что группы не становятся известными сперва у их соперников.
Более того, теперь Instrumental могут предложить дополнительный опыт работы с исполнителями. Компания недавно запустила подразделение по сервису артистов, frtyfve, которые сотрудничают с принадлежащими Kobalt AWAL по вопросам цифровых продаж, маркетинга услуг дистрибуции, что принесло в декабре 2018 года первое место в британском рождественском чарте YouTube-звезде LadBaby.
Использование команды и технологии Instrumental и данные, которые они собирают для собственного использования, может дать Spotify существенное преимущество над конкурентами.
7) PledgeMusic
Технически PledgeMusic нельзя назвать стартапом, но для Spotify может быть разумным приобрести их в ближайшие несколько месяцев.
Платформа для прямого взаимодействия с артистами Pledge, основанная в 2009 году в Великобритании Бенджи Роджерсом и Малкомом Данбаром, в настоящее время столкнулась с PR-кошмаром, задолжав выплаты сразу нескольким музыкантам. (Один из менеджеров известной американской инди-рок-группы на прошлой неделе рассказал MBW, что ситуация «превращается в Fyre Fest краудфандинга»).
Проблемы Pledge с денежным потоком означают, что в настоящее время они ищут покупателя и хотят осуществить продажу до конца апреля.
В начале 2016 года нью-йоркские VC Magna Entertainment приобрели «крупную позицию» в Pledge после $3 млн инвестиций в 2014 году. Джошуа Сэсон из Magna, согласно статье Bloomberg 2015 года, «нашел способ с большими скидками получать акции отчаявшихся и разорившихся компаний, одалживая им деньги».
Тем не менее, согласно заявлению, опубликованному PledgeMusic в 2016 году, этот год был «самым успешным…из всех» в Великобритании и Европе, с ростом выручки на более чем 75% по сравнению с 2015 годом. Понятно, многое может измениться за два года.
Почему Spotify стоит это купить?
Приобретение платформы PledgeMusic и привлечение ключевых сотрудников, таких как Малкольм Данбар, эксперта в этой области из Лондона, позволит Spotify войти в сектор краудфандинга с давно сложившимся брендом. Более того, со всем этим шумом и окружающим Pledge проблемами, продажа может быть осуществлена по сниженной цене для правильного стратегического покупателя.
Стоит на секунду забыть о текущей финансовой несостоятельности Pledge и вспомнить об успехах платформы. Pledge сотрудничали с 50 тыс. артистов и помогли более чем 375 из них записать альбомы, которые потом попали Billboard Top 200.
Самое главное, что до проблем с оплатой счетов Pledge принесли артистам около $100 млн выручки. Они были собраны фан-сообществом из более чем 3 млн «Pledgers».
Несмотря на недавний шум по поводу задержек выплат артистам (вероятно, это стало результатом чрезмерного расширения в США), Pledge доказали, что их модель краудфандинга может работать. Компания способствовала финансированию тысяч проектов.
Если Spotify хотят расширить спектр предложения для артистов и создать мегапредприятие, которое будет предлагать дистрибуцию, мерч, издательство, A&R и живые выступления, имеет смысл озаботиться механизмом краудфандинга.
ИСТОЧНИК: MusicBusinessWorldwide
Валерий Мифодовский
Стриминговые сервисы вполне могут стать новыми инвесторами для музыкальных стартапов. Когда рост подписчиков замедлится и основные доли рынка будут распределены между ключевыми игроками им придётся создавать выгодные отличия не только для публики, но и для артистов. И добавление новых услуг, полезных для музыкантов, будет вполне логичным решением. Вот только в быстрое превращение стримминговых платформ в реальных конкурентов мейджерам не сильно верится. Мы точно увидим единичные случаи развития карьеры через стриминг. Но влияние правообладателей на сервисы слишком высоко чтобы на текущий момент осложнять отношения прямой конкуренцией.